К началу ХХ в. небольшой приморский городок Евпатория уже был достаточно хорошо известен столичной публике (в основном – своей грязелечебницей, но также и хорошими песчаными пляжами). Бывал среди многих в1912 году в Евпатории и Алексей Толстой. Позднее даже упоминал Евпаторию в своей трилогии «Хождение по мукам»: «Даша подъезжала к Евпатории после полудня… Сидевший рядом с ней в автомобиле армянин сказал засмеявшись: «Сейчас море увидишь».
И в ней же: « По всему побережью бродили с облупленными носами колючие петербуржцы, с катарами и бронхитами, и шумные, растрепанные москвичи с ленивой и поющей речью, и черноглазые киевляне, не знающие различия гласных «о» и «а», и презирающие эту российскую суету богатые сибиряки; жарились и обгорали дочерна молодые женщины и голенастые юноши, священники, чиновники, почтенные и семейные люди… В этой необычайной обстановке синих волн, горячего песка и голого тела, лезущего отовсюду, шатались семейные устои. Здесь все казалось легким и возможным…». И еще: «…Подходили после обеденного отдыха дачники, садились за столики, перекликались, говорили о пользе йодистого лечения, о морском купанье и женщинах. В павильоне было прохладно. Ветром трепало края белых скатертей и женские шарфы. Мимо прошла однопарусная яхта, и оттуда что-то весело кричали. Толпой появились и заняли большой стол москвичи, все – мировые знаменитости».
Вполне возможно, что это были, к примеру, мхатовцы. Это теперь все едут отдыхать подальше от отечества… Среди курортной публики тогда нередко можно было встретить известных людей: литераторов, художников, певцов, а также театральных деятелей – Константина Станиславского, Л.Сулержицкого, Евгения Вахтангова и многих других актеров. Им нравилась не только курортная обстановка, море и пляж. В Евпатории в 1910 году был построен один из лучший в Крыму (и не только) театров. Он и сейчас стоит на своем месте – на Театральной площади, только уже нет вокруг кованной ограды, а многие его архитектурные элементы требуют немедленной реставрации…
Строительство его было вызвано тем, что старое помещение театра, деревянное, находившееся в городском сквере – Приморском бульваре (ныне это набережная им. В.Терешковой и сквер им.Караева), сгорело в 1898 году. Городской думой во главе с С.Э.Дуваном выделяются средства, определяется место (тогда это был еще пустырь), утверждается проект местных архитекторов А.Л.Генриха и П.Я.Сеферова с тем, чтобы в 1908 году начать строительство величественного, главенствующего и по сей день в этом районе, здания в стиле модерн. В 1908 году начинается строительство, а уже к концу апреля 1910 года новый театр отмечал свое открытие. Публику встречал большой (на 800 человек) трехъярусный зал с партером, ложами, амфитеатром и балконом с великолепной лепной отделкой и отличной акустикой (ее не раз в последующие годы отмечали все исполнители).
И именно в нем в летние месяцы стали постоянными исполнителями артисты Московского Художественного Академического Театра, основателем и руководителем Первой студии которого был гениальный режиссер, художник и литератор – Леопольд Антонович Сулержицкий (1872-1916гг.) Он был буквально душой МХАТа тех времен. И вот «Сулеру», как называл своего любимца Станиславский, приходит в голову замечательная идея создания в Крыму творческой «земледельческой колонии», где все будет общим – и трудности, и радости. Где актеры все будут делать на свежем воздухе своими руками: строить дом, обрабатывать землю, растить сад и огород; кроме того, конечно, купаться в море, отдыхать и репетировать новые роли и постановки. Выбор Леопольда Антоновича падает на Евпаторию, где в 1912 году К.Станиславский приобретает выбранный земельный участок близ маяка и предоставляет его в полное распоряжение Первой студии.
«Земледельческая колония» стала существовать на средства, выручаемые на сцене Евпаторийского театра. Летом 1915 года там побывал и сам Станиславский. Он жил в городе, в отеле «Дюльбер», а потом на «Вилле роз». Ему очень нравилось в Евпатории: «…Здесь очаровательно. Все то, что мне нужно… Чувствуешь море. Никогда жарко не бывает. Совсем не так, как в Ялте. Здесь всегда есть движение воздуха, то из степи на море, то – обратно…». В письме своей жене М.Лилиной он так описал быт колонии: «Ходят все там (мужчины) в одних штанишках. Женщины босые. Все делают сами, то есть и уборка, и стройка. Сложили из камней стены, сами покрыли брезентом, в окнах – вместо рам – полотно; и там в таких шалашах и живут, премило устроились, уютно. Болеславский с Ефремовой – в одной комнате, Тезаровский с художником Либаковым – в другой, Сулержицкий с семьей, Соловьева и Бирман живут рядом на очень приличной даче». Евгений Вахтангов также жил на одной из дач. Там же с мамой и сестрой поселилась Нина Сац, написавшая пьесу «Царевич-лягушка», которую все увлеченно разучивали, а потом была даже настоящая премьера пьесы с мэтром К.Станиславским, уважительно пришедшем в пиджаке, белой рубашке и бабочке. Не отставал от учителя и Вахтангов, сменив в этот день свою обычную летнюю матроску, в которой только и ходил все лето по Евпатории, на торжественный черный костюм и шляпу-канотье, чтобы «было все по-настоящему». Этим же летом городская общественность попросила мхатовцев дать благотворительный концерт в пользу солдат, сражавшихся на фронте (ведь шла Первая Мировая война). Репетировали везде, даже на пляже. Загоревшийся этим мероприятием Вахтангов сам поставил несколько сценок и даже танцы. По воспоминаниям современников, концерт публике очень понравился.
В следующем году, летом, Леопольд Сулержицкий тяжело заболел, и в декабре 1916 года этого талантливого, энергичного, жизнерадостного человека не стало. Но «робинзоновская колония» его продолжает существовать. Потом события революции и гражданской войны… В 1919 году артисты МХАТа снова оказываются в Евпатории. Нужно сказать, что в ту пору поблизости от маяка местным домовладельцем Гелеловичем (это в его необычном доме, построенном в мавританском стиле, недалеко от набережной, теперь располагается городской краеведческий музей) была построена дача и небольшая санатория для детей-сирот. После 1917 года 260 человек этих несчастных детей, больных ревматизмом, золотухой и волчанкой, там попросту забыли. В связи с тревожными событиями Гелеловичи всей семьей выехали за границу, и бедных ребятишек просто некому и не на что стало содержать. Те дети, которые могли, каждый день ходили собирать милостыню в город (а ведь туда еще нужно было добраться). Они стояли со своими мешочками у гостиниц, магазинов, богатых домов и просили подаяние. К вечеру эта «продкоманда» возвращалась на маяк, и все делилось поровну. Но дети были не только голодными, но и больными. Нужны были лекарства и медицинский уход. Помощь детям заброшенной санатории неожиданно пришла от их соседей – артистов МХАТа.
Сначала группа актеров обратилась к руководству врангелевской армии, стоявшей в то время в Крыму, с ходатайством о бедных сиротах, брошенных в пригороде Евпатории, но увы — армии было некогда заниматься детьми. Тогда состоялся ряд концертов, сбор от которых пошел полностью в пользу детей-сирот. В этих спектаклях играли такие знаменитости, как Г.И.Качалов, О.Л.Книппер-Чехова, Г.Берсеньев, Н.Н.Литовцева и многие другие. Детишкам наконец стали готовить горячую пищу, наняли врача и сестру милосердия, купили кое-что из белья, а также корову, молоком которой отпаивали ослабевших детей. Неподалеку разбили огород и стали выращивать некоторые овощи и травы. Дети были спасены. Позднее, когда Советское правительство обратилось через Луначарского с просьбой ко всем актерам известного театра остаться в России и вернуться на работу в свой театр в Москву, актеры поставили условие, что дети-сироты должны быть также перевезены в столицу и наилучшим образом обустроены. Так и произошло. И потом, уже в Москве, многие из актеров продолжали дружить со своими маленькими питомцами.
Вот какие события происходили в те далекие годы в Евпатории и о которых, к сожалению, мало кто сегодня знает. Справедливости ради нужно сказать, что в 1926 году в честь бескорыстной помощи известных русских актеров больным детям, детский санаторий, открытый в тех местах, стал официально называться «Чайкой». Этот санаторий, хотя и перестроенный, и сегодня стоит на том же месте, так же называется и лечит детвору с ревматическими и другими болезнями сердца. Только конечно, не сохранились те летние домики «земледельческой колонии», что когда-то были неподалеку. Рядом вырос целый поселок. Называется он Заозерное, хотя хорошо бы и его назвать «Чайкой» в память не только о хороших актерах, но, прежде всего о добрых людях, милосердных не на словах. Если будете там, вспомните эту историю…
Автор: Юлия Самарина