Небольшой курортный городок Алупка («лисица» с греч.) расположен в 17км от Ялты, у подножия Ай-Петри. Недалеко, в урочище Балин-Кош, найдены следы пребывания древнего человека эпохи неолита. В первом тысячелетии до н.э. здесь жили тавры – их крепость располагалась в двух километрах от города на Крестовой горе. Письменно упоминается Алупка (Алубика) впервые в 960 году.
В XIII в. Алупка входит в состав христианского княжества Феодоро. В следующем тысячелетии переходит к генуэзцам, и на их морских картах значится как Люпико. А в 1475 году покоряется туркам и долгие десятилетия пребывает в забвении как захолустная деревушка. И только после присоединения Крыма к России, уже в 20-х годах XIX в., после ее приобретения генерал-губернатором Новороссийского края графом М.С. Воронцовым, Алупка возрождается.
Почти в центре ее закладывается великолепный парк и строится величественный Воронцовский дворец – уникальный памятник архитектуры первой половины XIX века. Строится поэтапно: с 1828 по 1848 гг. Дворцовый комплекс состоит из нескольких корпусов, составляющих единый архитектурный ансамбль: центрального, столового, гостевого, библиотечного и хозяйственного. Автор проекта — английский архитектор Эдуард Блор, один из создателей Букингемского дворца в Лондоне и строитель замка Вальтера Скотта в Шотландии. Дворец спроектирован в стиле поздней английской готики, органически соединенной с совершенно чуждой ей, казалось бы, восточной архитектурой. Западный парадный фасад воспринимается как европейский средневековый замок с высокими башнями, узкими бойницами, мощными крепостными стенами. Северный фасад, с вертикальными выступами, большими окнами-эркерами, – образец английской тюдоровской архитектуры XVI в., в котором гармонично сочетаются элементы готики и архитектуры эпохи Возрождения.
Южный фасад, обращенный к морю, выполнен в мавританском стиле. Глубокая белая ниша на южном фасаде с двойной узорчатой подковообразной аркой покрыта лепным орнаментом. По ее декоративному фризу изваяна шестикратно арабская надпись: «И нет победителя, кроме аллаха» (почти как в Гренаде, на крепости Альгамбра). От нее спускается вниз монументальная лестница с тремя парами львов – спящими, пробуждающимися и бодрствующими (причем бодрствующие львы повторяют точно известную скульптуру Антонио Кановы на гробнице папы римского Климента XII в Риме). Львы выполнены в мастерской итальянского скульптора Боннани. Здание строилось 23 года (1828-1851 гг.) – под руководством английского архитектора Вильяма Гунта. Материалом послужил местный камень – диабаз – зеленовато-серый, красивый и прочный. Перед дворцом расположены два партера с мраморными фонтанами в центре каждого. В зеленой перголе (коридоре из вьющихся растений) у правого крыла – «Фонтан слез» — копия знаменитого Бахчисарайского фонтана. Внешнему декору дворца не уступает интерьер: готические камины из полированного диабаза, потолки, панели и двери из мореного дуба.
В зимнем саду и на террасах южного фасада собраны многочисленные скульптуры. Всего их во дворце почти полторы сотни. Стены украшают картины известных русских мастеров: В.Л. Боровиковского, И.К. Айвазовского, Ф.С. Рокотова; полотна голландских, фламандских, французских и итальянских художников XVI-XVIII столетий. Во время войны Гитлеру пришла в голову замечательная идея: подарить дворец Фельдмаршалу Манштейну — благодаря чему дворец практически не пострадал. Хотя, конечно можно только сожалеть о том, что, когда подарок «был возвращен» часть коллекции оказалась расхищенной. Знаменитый парк закладывался в те же годы строительства (проект выдающегося немецкого садовода-архитектора Карла Кебаха). На 40 гектарах очень сложного рельефа было высажено свыше 200 видов деревьев и кустарников из различных стран мира. Трудно представить себе, что плодородная почва для посадки растений была привезена и размещена на каменистых склонах вручную!
Ансамбль состоит из Верхнего и Нижнего парков, которые разделяет Мисхорское шоссе. Это совпало еще и с архитектурным замыслом: Нижний парк примыкает к южному фасаду дворца и представляет собой итальянский вариант регулярного парка, включающий в себя естественные элементы горного склона — таким образом, открытым оставался живописный вид на море. Так называемый «малый хаос» — нагромождение магматических глыб — в сочетании с сосновой рощей создает очень интересный эффект плавного и органичного соединения парка с окружающим пейзажем Для окаймления террас и фонтанов в парке использованы невысокие кустарники и вьющиеся растения: буссенгальция, глициния, индийская сирень, олеандр, розмарин, тис, аукуба с восхитительными золотыми пятнами на листьях. Небольшие гранатовые, магнолиевые, пальмовые аллеи и рощи составляют единое целое с террасами и лестницами.
Верхний парк спроектирован так, чтобы полностью походить на естественный пейзаж, но при этом это он насыщен «чудесами природы»: озерами, гротами, полянами, чащами. Создать такой парк — это титанический труд. Но кто теперь может сказать, что все эти экзотические растения, которые никогда ранее не росли в Крыму, кажутся неестественными здесь?! Иллюзия естественного произрастания всех этих растений в Крыму была создана прихотливо и очень талантливо, и теперь мы не представляем Южнобережья без них. Вот она – уникальность крымских парков!
В Верхнем парке поляны сменяются живописными рощами или густыми чащами, узкие тропы – аллеями, большие деревья чередуются с малыми, светлые с темными. Многочисленные пруды, каскады, ручьи, нагромождения скал воспринимаются как фантазия природы, а не как результат кропотливого труда. Главная аллея парка выводит к одному из шедевров садово-паркового искусства –на большую поляну, в центре которой деревья земляничника крупноплодного с темными стволами и густой листвой обрамляют несколько стволов земляничника мелкоплодного, или кораллового дерева, красноватые стволы которого и светлая листва напоминают букет в темной вазе из окружающих деревьев.
На остальном пространстве поляны создана прекрасная композиция из итальянской сосны, ливанского кедра, сосны Монтесумы, кипариса пирамидального и местной крымской сосны. Иллюзия естественности каскада из трех прудов в тенистой чаще парка создается неправильной формой водоемов, и ведущие через густую самшитовую рощу тенистые тропинки невольно настраивают на предвкушение тайны…
Это и есть тайна — тайна человеческого воображения: только гениальный художник мог увидеть в тех иностранных саженцах и семенах то, что будет на этом месте через 150 лет! На южной оконечности парка расположен павильон «Чайный домик», в котором периодически устраиваются выставки работ крымских художников.
К концу XIX века с прокладкой железной дороги до Симферополя и Севастополя приток желающих приехать в Крым резко увеличился. С 1896 по 1900 год только одних разрешений на постройку особняков в Алупке было выдано более 160! Как грибы растут частные дачи, появляется почтово-телеграфное отделение, гостиница, лавки, своя пекарня, водопровод, канализационная сеть и даже небольшая электростанция (1914 г.) В 1902 году строится первый детский костнотуберкулезный санаторий, а также три санатории для взрослых и две большие гостиницы — «Россия» и «Франция». Но «дороговизна неимоверная», как записано в старых путеводителях. Город протянулся на 4,5км вдоль побережья, узкие извилистые улочки вьются вдоль изрезанного берега или карабкаются в горы, напоминая скорее лестницы; дома же располагаются буквально друг над другом. Жилища строились вдоль горных троп, поэтому Алупка сохранила многие черты горного селения. Но ориентироваться приезжему человеку совсем не трудно, так как почти все основные городские учреждения сосредоточены в центре, на пяти улицах, отходящих от главной площади. В 1938 году Алупка получает статус города и становится вторым по значимости после Ялты городом-курортом на ЮБК.
Здесь и сегодня работает старейшая детская здравница им А.А.Боброва — врача, основавшего ее; санатории «Горное солнце», «Радуга», им Ф.Дзержинского, «Солнечный», «Здоровье», «Алупка», «Крым», «Шахтер», «Предгорный», Министерства обороны. Главной достопримечательностью Алупки по-прежнему остается Воронцовский дворец и прилегающий к нему парк. В 1982 году неподалеку открылся дегустационный зал Массандровского объединения на 240 мест – крупнейший в Крыму. В Алупке всегда многолюдно. Кинематографы тоже любят эти места: часто снимают здесь исторические и детские фильмы, экранизируют Шекспира и Стивенсона…