Появление чехов в Крыму связано с их эмиграцией на Украину в конце 60-х годов XIXв., основной причиной которой были сложные экономические условия, сложившиеся в то время в Чехии. Обосновавшись сначала в Полтавской губернии, чешские семьи из Богемии и Моравии затем получили земельные наделы в Тавриде от Российского правительства, стремившегося как можно быстрее заселить славянами приобретенные на юге территории.
Добирались по-разному: кто морским путем через Феодосию, кто сухопутным – через Перекопский перешеек. Поэтому тогда какая-то часть осталась заниматься торговлей в Феодосии, но большинство обосновалось в степном Крыму – в Перекопском уезде, основав 4 колонии: Табор (ныне с.Макаровка Первомайского р-на), Богемка (ныне с.Лобаново Джанкойского р-на), Цареквич (ныне с.Пушкино Красногвардейского р-на) и Александровка, которая также называется и сегодня, находится в Красногвардейском р-не.
Богемка возникла на месте бывшего крымскотатарского селения Джадра, покинутого местными жителями после окончания Крымской войны. В память о своей исторической родине переселенцы назвали это селение Богемка. Александровка была образована в 1864г., а вместе с чехами в ней жили и немцы-католики. Все переселенцы тогда не только бесплатно получили землю от Российского государства, но и освобождались от податей и воинской повинности, а также имели еще некоторые льготы и право на административное самоуправление. Чехи в Крыму занимались земледелием и животноводством. Растили хлеб, возделывали сады и огороды. В колониях были свои мастера-ремесленники: портные, каретники, строители, плотники, мебельщики. Например, в Александровке долгие годы знали и помнили портного Иосифа Вашатко, который обшивал не только односельчан, но и выполнял заказы богатых людей из соседних деревень, шил великолепные свадебные наряды. За мастерство его прозвали «парижским портным». До сих пор люди помнят и имена хороших мебельщиков: в домах, построенных в конце XIX – начале XXвв., где и поныне живут потомки переселенцев, по сей день сохранились буфеты, кровати, стулья, сделанные когда-то местными умельцами.
Чешская колония напоминала небольшой европейский городок с четкой планировкой улиц, по обе стороны которых шли аккуратные домики. Эти улицы сохранились и в настоящее время и являются центральными улицами поселков. Дома, как правило, были обращены фасадом к улице и располагались внутри просторной усадьбы, включающей дворик у дома с непременным цветником, огород и хозяйственный двор. В хозяйстве содержались коровы, лошади, свиньи и птица. Во дворах рылись колодцы, которые выкладывались камнем-известняком. Этот же камень использовался для облицовки внутри глубоких подвалов, предназначенных для хранения запасов. Свои дома чехи строили из кирпича, а крыши покрывали плоской черепицей, так называемой «марселькой» или «немкой» (более дорогой, в отличие от простой полукруглой «татарки»), которую в те годы делали на заводах Таврической губернии. Зажиточные поселяне для прочности и долговечности использовали оригинальный прием — обрабатывали черепицу жидким стеклом. Потолки в домах делались прочными – особым образом подогнутые доски, выступающие балки (гвозди либо вообще не использовались, либо делались также деревянными). Этот же потолок являлся полом верхнего специального помещения – горища, которое простиралось надо всем домом, а для его проветривания делалось окно. Там, наверху, подвешивалось и хранилось все самое вкусное: мясные изделия (окорока, колбасы, разные копчености из свинины, особенно любимые чехами), а также вино, яблоки, сухофрукты, лук, картофель и многое другое. Стоит также обратить внимание на оптимальные параметры расстойки.
Дома чехов, как правило, состояли из 5-6 комнат: кухни-кладовой, соединенной с горищем деревянной лестницей, просторной веранды, прихожей, залы и нескольких спален (в зависимости от количества членов семьи). Под одной крышей с домом обычно располагалась и мастерская-амбар, где хранили зерно, сельскохозяйственный инвентарь, стоял верстак с инструментами, а также все, необходимое хорошему хозяину. Такие дома и по сей день сохранились в с.Лобаново (Богемка) и Александровке.
Вполне естественно, что чехи вместе со своим укладом привезли и свою национальную кухню. Для нее характерно обилие мучных изделий – кнедлики (или попросту – галушки) из кислого или пресного теста, нудлэ (лапша), всевозможные пряники, пироги, калачи, пышки, булочки… Конечно же пекли и свой хлеб, для чего переняли у русских их печки. Да так ловко научились выкладывать их чешские мастера, что в некоторых домах теми «русскими печами» пользуются до сих пор.
По своему вероисповеданию чехи – католики. Одно из культовых сооружений, сохранившееся до наших дней, – костел в с.Александровка. Он является настоящей исторической достопримечательностью этих мест, поражая своим величием, даже будучи разрушенным. Костел был построен приблизительно в 1910г. на пожертвования всех прихожан-католиков: чехов и немцев. Деньги собирались в Александровке, Богемке и ближайших деревнях. Камень для строительства костела возили издалека — из Карасубазара (ныне – Белогорск), а строили вручную. Настоящей гордостью нового костела был орган, который купила во Франции одна богатая чешка и привезла в Крым. Патер в костеле был один, а служба проводилась так: две недели – на немецком языке, одну неделю – на чешском. При костеле была школа с классами для чешских и немецких детей. В 30-х годах костел был закрыт, шпиль сорван, внутри размещен склад.
Одной из малоизученных и интересных страниц жизни чехов на крымской земле являются народные и религиозные праздники, а также связанные с ними обычаи и традиции. Очень интересно и красиво чехи праздновали Масленицу, большим праздником считалась Пасха. Народный праздник окончания уборки урожая – Дожинки посвицани, после которого обычно в чешских семьях играли свадьбы. А вот как встречалось чехами Рождество Христово. День 24 декабря назывался «щедрый вечер». Сначала с утра всей семьей шли в костел на праздничную службу, вернувшись же домой, садились за щедрый праздничный стол, на котором непременно должно было быть девять блюд: картошка, рыба, горох, фасоль, компот, пироги, молочные блюда. В ночь на 25-е снова всей семьей шли в костел. Девушки в ночь перед Рождеством гадали на женихов, для чего ловили каждая по одной курице в курятнике, затем шли в дом, садились в кружок и поочередно каждая выпускали своих кур, внимательно наблюдая, к чему та подойдет: к воде, зерну, деньгам или зеркалу. Если курица пила воду, это означало, что будущий муж будет, скорее всего, пьяницей, если клевала зерно – хорошим работником, становилась возле зеркала – будет любить больше всех себя, а если возле денег – то будет богатым. Рождество праздновалось три дня, (26-го был праздник Стефана, а 27 – праздник Яна) и только с 28-го можно было начинать работу. В один из дней девушки собирались на девичник, а парни на мальчишник. На другой день ребята нанимали у хозяина дом и уже собирались все вместе: пели, танцевали, веселились.
По переписи 1984г., в Крыму проживало около 1000 человек этнических чехов (тех, у кого по отцовской и материнской линии родители чехи). В это число не вошли люди, являющиеся чехами наполовину. Компактно чехи так и проживают в селах Лобаново (Богемка) и Александровка. В городах же наиболее значительное число чехов проживает в Джанкое и Симферополе. Около 15 лет назад (20 февраля 1993г.) в Симферополе состоялось собрание, на котором было принято решение об образовании чешского общества. В этом же году ему был придан республиканский статус – Крымское культурно-просветительское общество «Влтава». Членами общества ведется работа по возрождению национальной культуры, укрепляются связи с чехами Украины и, конечно, самой Чехией (Центр в Праге).
В Крымском музее этнографии представлена экспозиция «Чехи в Крыму», где наглядно показаны быт и культура чехов (на примере интерьера кухни-столовой, мастерской, а также нескольких образцов национальной одежды).
P.S. К слову сказать, на территории Украины чехи в настоящее время компактно проживают в следующих областях: Николаевская обл., Врадиевский р-н, с.Богемка; Запорожская обл., Мелитопольский р-н, с.Новгородка (бывшая колония Чехоград); Одесская обл., Березовский р-н, с.Веселиновка; Житомирская обл., Коростенский р-н, с.Малая Зубовщина; Винницкая обл., Казатинский р-н, с.Николаевка, Львов.
Автор: Юлия Самарина