Благодатный и приветливый Крымский полуостров за свою историю приютил многие народы. Нашли вторую родину здесь и армяне, когда в XI веке их родную Армению почти полностью разорили сначала турки-сельджуки, а потом и монголотатары, часть жителей переселилась в Крым. И это не удивительно, ведь их предки еще в далекой древности пришли в Крым под началом понтийских царей.
Во II в. до н.э. Царь Митридат Евпатор VI, будучи совсем мальчиком и опасаясь расправы в борьбе за власть (поскольку он был не единственным наследником после трагической смерти отца), вынужден был на время покинуть Синоп – столицу Понты. Он бежал в Малую Армению, которая была старой союзницей его отца. Семь лет он скрывался там в горах и лесах.
Армянский царь Антипатр, не имеющий собственных прямых наследников, принял Митридата под свое покровительство. Он позаботился о его воспитании и, когда Митридат достиг совершеннолетия, помог ему вернуть власть в отцовском царстве. При этом он добровольно отдал ему и свои владения. В результате малая Армения сохранила особое положение в составе понтийского царства в течение всего правления царя Митридата Евпатора. Армянские воины принимали активное участие в его походах. Например, они почти полностью составляли гарнизон греческого города Ольвии в Северном Причерноморье, на границе со скифами и сарматами. А когда Митридат укрепил свою власть в Боспорском царстве – на востоке Крыма и освободил западную Таврику от скифов с помощью своего лучшего военачальника Диофанта (кстати, тот называет один из гарнизонов Евпаторией в честь своего Царя), то неудивительно, часть его подданных, поселилась на полуострове, в том числе и армяне. И хотя есть всему этому бесспорные подтверждения во Всемирной Истории, однако гораздо больше свидетельств сохранилось об армянских поселениях в Крыму в эпоху средневековья. Начиная с XI в. поселений этих было так много, что предгорная часть восточного Крыма тогда называли Приморской Арменией.
Тогда Кафа (Феодосия) была одним из основных городов в Крыму, где поселились армяне. В 70-х годах XV в. из 70тыс. жителей в городе их проживало около 46тыс. Здесь было построено около 40 армянских церквей, а также школ и караван-сараев. Несмотря на то, что вплоть до 1475 года Кафой владели генуэзцы, армяне играли немаловажную роль в развитии и процветании города, успешно занимаясь сельским хозяйством, ремеслами и торговлей.
«Карантин» — историческое название территории в границах современной Феодосии. Здесь находилось одно из армянских поселений. До нас дошли несколько памятников архитектуры: церкви Иоанна Предтечи, Св.Ованеса, Св.Григория, Св.Стефана. Сохранился даже фонтан. А территория защищена оборонной стеной с бастионами и башнями. Законы генуэзской фактории позволяли переселенцам из Армении арендовать землю и воздвигать как бы свой город внутри города. Эта крепостная стена на Карантине строилась на общие средства армян Кафы. После выселения армян из Крыма в 1778 году, Карантин пришел в запустение, а затем уже, когда Крым стал российским, там стали работать специальные врачебные комиссии, которые досматривали прибывшие корабли на предмет выявления чумы и других «заразных» болезней (с тех пор, собственно, и стали называть это место Карантином).
В пределах Бахчисарая до наших времен сохранилось лишь ничтожное количество армянских памятников. На территории разоренного кладбища в 90-х годах XIXв. архитекторы обнаружили остатки пещерной армянской церкви. Надписи и рельефы не оставляют сомнений в их «национальной принадлежности». Ученые считают, что здесь в средние века располагался целый монастырский комплекс. Такой тип строений часто встречается в Армении. В Крыму же, в княжестве Феодоро на Мангупе, основанном представителями рода Гаврасов, также много подобных храмов.
Церковь Св.Рипсиме в Ялте не имеет такой давней истории, как сооружения в восточной части Крыма. Построенная в 1905-1917гг. она воплотила в себе черты многих эпох. Но доминирующими, несомненно, являются традиционные — армянские. Постройки такого типа присущи средневековому зодчеству. Храм воздвигнут на средства нефтепромышленника П.Тер-Гукасяна в память о его дочери Рипсиме. Нижняя часть здания, как было задумано изначально, занимает усыпальница. Сама церковь расположена высоко на холме, к ней ведут многочисленные каменные ступени. Это одно из красивейших зданий Ялты.
Керкинитида, Гезлев, Евпатория – ей более 2500 лет (кстати, так точно и неизвестно, где именно на западном побережье был построен Диофантом гарнизон, который он назвал Евпаторией; современное же название Гезлева – Евпатория город приобрел уже в екатерининские времена в модной тогда «греческой манере»). Исторические армянские корни были зафиксированы и здесь. В средневековом Гезлеве, а вернее, близ его северной крепостной стены располагался армянский поселок. На его месте стоит хотя и плохо, но сохранившееся здание церкви и церковно-приходской школы, которые в начале 90-х годов были возвращены евпаторийской армянской общине. Восстановить прежний облик Храма будет довольно сложно, ибо достоверных сведений о его первоначальном устройстве практически не сохранилось. Тем не менее, усилиями и на средства общины храм постепенно очищается, ремонтируется и, конечно, в конце концов возродится.
Средневековая Солдайя (Судак) – также один из уголков Тавриды, избранный армянскими переселенцами. И здесь сохранились некоторые памятники, хотя подчас археологам в Крыму трудно точно определить принадлежность того или иного христианского культового сооружения. Это и не удивительно. Армяне, греки, русские издревле жили на одной земле и зачастую греческие церкви строились армянскими зодчими, а бывало и наоборот…
История столицы Крыма – Симферополя берет свое начало в III в. до н.э., когда на этом месте был образован Неаполь Скифский. В XV-XVI вв. это Ак-Мечеть, резиденция калги-султана, второго лица в Крымском ханстве. В 1794г. академик П.Паллас, описывая Ак-Мечеть, как традиционный татарский городок с «узкими кривыми и немощеными улочками», тем не менее замечает на одной из них «армянский молитвенный дом». Вот одно из свидетельств проживания армян также и в нем. В путеводителе 1913 года в Симферополе, который так теперь именуется и становится (с 1802 г.) центром Таврической губернии отмечалось уже наличие как минимум двух армянских церквей.
Но бесспорно, самым значительным и самым крупным из армянских памятников Крыма является Монастырь Сурб Хач (Святой Крест). Внешне постройка монастыря с возвышающейся над ней дозорной башней напоминает скорее крепость. И это не удивительно для тревожных средневековых времен. Престольный Сурб-Хач служил резиденцией армянских епископов, которые в средние века имели огромное влияние на жизнь всей крымской общины. Расположенный в 3-х км южнее Старого Крыма, среди буковых и дубовых лесов, монастырь был не только религиозным центром, но и центром армянской культуры. В его стенах на протяжении многих веков развивались науки – философия, история, каллиграфия, а также создавались удивительные по красоте шедевры армянской художественной миниатюры. И все же основой монастыря, его центром притяжения всегда был его Храм Сурб Ншан (Святого Знамения). Это самое древнее сооружение не только на территории этой обители, но и одна из наиболее старых армянских построек в Крыму. Высеченная на камне надпись гласит: «Сей божественный храм славы на земле – рай древа жизни; он подобие высокого неба и обиталище Св.Троицы. От рождения во плоти Христа в 1358 году начав, воздвигнут во имя Знамения усердием служителя его Ованеса-инока и родных братьев его и по духу сынов». Монастырский храм наследует многие черты традиционного церковного армянского зодчества и все же его черты отмечены многими особенными и оригинальными деталями (те, кто подробнее захочет узнать о монастыре и увидеть его, всегда сможет это сделать с экскурсионной группой из любого города Крыма). После переселения армян на Дон в 1778г. Сурб Хач потерял свое прежнее значение, но он оставался Монастырем и помимо выполнения духовных функций, содержал и обслуживал довольно большое хозяйство (2288 десятин). На его обустроенной территории размещались фруктовые сады, огороды, пасека, мастерские, а также небольшая гостиница для паломников. К монастырю вела мощеная камнем дорога. А потом пришли долгие годы лихолетий и забвения…
Новый этап начался с 1992 года, хотя уже к этому времени многие постройки монастыря были значительно разрушены. Из Армении были приглашены специалисты, имевшие необходимые знания и опыт. Были проведены некоторые восстановительные и реставрационные работы. Эти работы продолжаются и по сей день стараниями армянской общины. Во время церковных праздников в храме уже проводятся службы. Хочется надеяться, что постепенно древний монастырь восстановит свое значение в национальной культуре и религии армян. Примерно в 3-х километрах от Сурб Хач находятся остатки еще одного монастыря — Сурб Стефана, однако путь к нему может занять несколько часов. Он расположен севернее и выше по склону, в труднодоступной лесной чаще. Да и остался собственно от него лишь фундамент. Сохранилось также надгробие с датой «1311г.». Предполагают, что разрушен он был землетрясением и оползнями. Точных сведений об этом монастыре пока нет. Считается, что оба монастыря занимали единую территорию и что потом земли разоренного Сурб Стефана перешли к монастырю Сурб Хач.
Хочется лишь добавить, что армяне – очень достойный, культурный, трудолюбивый и миролюбивый народ Крыма. Сколько ему пришлось претерпеть: волны колонизаций, выселения, возвращение, депортация, восстановление… Можно только поражаться, как и за счет чего армянам удавалось столь долгое время не только существовать, но и творить, созидать, не теряя своего достоинства и не забывая культуры, обычаев и веры. И сегодня армяне просто и с достоинством (ничего не требуя, не выделяя себя ни в чем, не захватывая и не строя кордонов) восстанавливают свои святыни, строят дома и памятники, пишут картины и книги, растят детей и рассказывают им, что Крым такая же их родина, как и их предков.
P.S. В 2000г. вышла в свет уникальная книга «Крым. Армяне. Десять веков созидания». Это красочный альбом с эксклюзивными фотографиями и сведениями, взятыми из рукописных источников, по сути дела является памятником культурному наследию крымских армян. Книги издана по инициативе Крымской армянской общины и с благословения католикоса всех армян Гарегина Второго. За последние годы КАО было много сделано: установлен памятник воинам-армянам, погибшим в годы Великой Отечественной войны под Керчью; создан танцевальный ансамбль «Арарат»; регулярно издается журнал «Голубь Масиса», начало которому было положено 150 лет назад Г.Айвазовским; вышли в свет книги «История Крымских армян», «Армяне в легендах Крыма», «Геноцид армян: без права на забвение» и «Старинный песенный фольклор» (готовится к выпуску альманах армянских миниатюр). Армянская община выступила инициатором в постройке под Симферополем большой «этнографической деревни», где все народы Крыма смогли бы воссоздать свои небольшие селения с образцами домов, быта и основных занятий своих предков. Кстати, место для этого местными властями уже выделено.
Автор: Юлия Самарина