«Пещерные города Крыма» – это удивительные и своеобразные историко-археологические памятники средневековья. Они расположены на горах-останцах – столовых горах Внутренней гряды Крымских гор над широкими долинами в среднем течении рек Альмы, Качи, Бельбека, в труднодоступных местах, защищенных как бы самой природой. Здесь местные мирные жители (тавры, скифы, аланы) из благодатных, но небезопасных долин спасались от набегов кочевых племен.
Готы, гунны, хазары стали притеснять аборигенов Таврики начиная с III-IVвв. Название «пещерные города» — условное и не совсем точное. Так стали их называть уже потом, когда эти поселения были покинуты людьми и основательно разрушены временем. Наземные жилые части построек не могли так же сохраниться, как многочисленные пещерные сооружения вспомогательного характера: оборонительного, хозяйственного, погребального и культового назначения.
Первые путешественники, посетившие Крым в XVIII-XIX вв., полагая, что именно в этих пещерах и жили когда-то люди, назвали эти горные поселения пещерными городами. Хотя в исторических документах первые сведения о пещерных городах встречаются с XIII века, подробное научное их описание было сделано лишь после присоединения Крыма к России русскими историками и археологами. Они же условно разделили их на три группы.
Первую группу составляют значительные по площади города: Эски-Кермен, Мангуп, Чуфут-Кале и Кыз-Кермен.
Ко второй группе относятся хорошо укрепленные крепости-замки, расположенные на сравнительно небольших площадях (до 2 га): Тепе-Кермен, Бакла, Каламита, Кыз-Куле и некоторые другие.
Третья группа – это христианские монастыри, высеченные в отвесных скалах: Успенский, Чильтер, Шулдан, Инкерманский, Качи-Кальон и другие. Прямо в вырубленных пещерах располагались монашеские кельи, храмы, усыпальницы и все иные культовые или хозяйственные помещения. Пещерные монастыри появляются позже всех и связаны, по-видимому, с началом иконоборческого движения в Византии. Это приблизительно конец VIII в. — начало IX в. Тогда массы беглых монахов, преследуемых на родине, стекались в Крым. Они-то и основали в долинах рек, в обрывистых скалах свои монастыри.
Большая часть из них располагается в окрестностях Бахчисарая. С начала XIX в. в «программу посещения» приезжающих в эти места путешественников из России, кроме осмотра ханского дворцового комплекса, входило также посещение Успенского монастыря и Чуфут-Кале. Эта традиция продолжалась в советские времена, сохраняется и по сей день. Только в разные времена по-разному встречали людей эти места.
Успенский монастырь. К концу XV в. от довольно большого прискального поселения, основанного в начале ранних христиан с жилыми и хозяйственными пещерами, домами, часовнями, усыпальницами и другими сооружениями, сохраняется лишь небольшая часть наземных построек и большая часть пещерных. Несмотря на это, Успенский монастырь становится центром православия в Крыму и даже резиденцией митрополита. На богослужениях здесь иногда присутствовали и пленники-христиане, и русские послы. Русские цари (Федор Иоаннович и Борис Годунов) поддерживали монастырь материально.
В годы борьбы России за Крым русское правительство, дабы ослабить экономику Крымского ханства, добилось с помощью духовенства Успенского монастыря массового переселения христиан в Северное Приазовье. Более 30 тыс. человек – земледельцев, скотоводов, ремесленников – переселилась на берег Азовского моря. Между прочим, город Мариуполь был основан греками-переселенцами из деревушки Мариамполь, которая располагалась прямо напротив Успенского монастыря. Тогда же вместе с прихожанами ушли и монахи. Монастырь опустел и частично разрушился, но и тогда он не забывался верующими.
На день успения Богородицы к нему собирались паломники. А в середине XIX века он был восстановлен и стал называться Успенским скитом. Во время первой героической обороны Севастополя 1854-55гг. в его гостином дворе и кельях размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище и напротив скита внизу (там до сих пор сохранились надгробья). В 1944г. там также располагался госпиталь для раненых советских солдат. Успенский скит был закрыт в 1921 г., и его показывали туристам как памятник истории и археологии. Ступени лестницы вели в опустевшую пещерную церковь, и лишь снаружи были видны остатки росписи и колонны. В балке, через дорогу, там, где когда-то располагался сам монастырь, местные власти сделали дом для умалишенных. И только теперь идет восстановление когда-то попранного монастырского хозяйства. В церкви проходят службы. Все возвращается на круги своя…
В километре от монастыря находится Чуфут-Кале — один из хорошо сохранившихся и наиболее известных пещерных городов Крыма. Место расположения этой крепости было выбрано идеально: плато горного отрога, возвышающегося над тремя глубокими долинами. До сих пор нет единого мнения у специалистов о времени возникновения этого городища (от VI до Xвв.) На самом раннем этапе существования города основное его население составляли аланы – самое могущественное из позднесарматских племен иранского происхождения (предки современных осетин). Они появились в Крыму со III в. н.э. и приняли со временем христианство. Занимались скотоводством, земледелием, ремеслами.
Чуфут-Кале была не только крепостью, но и торгово-ремесленным центром (это подтвердили раскопки 50-60гг.) К сожалению, не сохранилось древнее название этого города. Он упоминается лишь с XIIIв. под названием Кырк-Ор (Сорок укреплений). Тогда, в 1299г., татарская орда его одолевает, грабит и размещает свой гарнизон. А затем первый крымский хан Хаджи-Гирей в XVв. превращает город-крепость в свою укрепленную резиденцию. Впереди восточной линии укрепления татары поселили караимов-ремесленников, которые для защиты своей слободы построили себе вторую оборонительную стену, создав таким образом как бы новый город.
Когда внизу, в долине, была построена новая столица Крымского ханства – Бахчисарай, то и резиденция хана (на ту пору — Менгли-Гирея) переехала во дворец, а крепость Кырк-Ор стала местом заточения знатных пленников (например, русский воевода В.Шереметев провел там 21 год!) Наконец с XVIIв. там, наверху, остаются жить только караимы – потомки древних хазар, которые исповедовали иудаизм (были последователями Ветхого Завета). Поэтому пещерный город стали называть Чуфут-Кале, что в переводе с тюркского означает «Иудейская крепость». После ухода татар караимы жили тут еще 200 лет! После присоединения Крыма к России, в 1783г., царское правительство предоставило караимам некоторые привилегии – они как граждане государства Российского могли проживать на всей территории империи. С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Условия в городе-крепости были суровые, да и жизни караимов уже ничто не угрожало. Они выбрали для переселения Бахчисарай и Евпаторию. Так к середине XIXв. Чуфут-Кале окончательно опустел…
Сегодня, поднявшись в город (лучше – с экскурсоводом), вы сможете увидеть хорошо сохранившиеся оборонительные стены, арочные ворота, остатки водопровода (город снабжался питьевой водой из источников, располагавшихся за его пределами), южную и две северные башни с ружейными бойницами, руины татарского монетного двора и мечети, а также мавзолей с гробницей дочери хана Тохтамыша Джаныке-ханым (1437г.). Кроме того, сохранились караимские молитвенные дома – кенасы. Кенасы возвышаются над ущельем, где в Иосафатовой долине находится караимское кладбище. Недалеко от кенас находилась караимская типография (первая в Крыму!) Просуществовала она с 1731г. по 1805г. В новой части Чуфут-Кале сохранилась типичная караимская двухэтажная усадьба XVIIв. Принадлежала она известному караимскому ученому А.С. Фирковичу (1787-1874гг.) – знатоку древних рукописей средневековья. Его уникальная коллекция рукописей, собранных по всему свету (на Кавказе, в Крыму, Египте, Палестине, Турции) хранится в Санкт-Петербурге. Не забудьте полюбоваться сверху восхитительным видом гор и долин. Когда-то оттуда смотрели на Роман-Кош и Чатырдаг, так же как мы сегодня, с восторгом и благоговением перед вечной природой многие известные писатели, поэты, художники: Пушкин, Грибоедов, Жуковский, Репин, Серов, Толстой, Горький и многие другие.
Автор: Юлия Самарина