Десницею Всевышнего укреплен, идольскую прелесть отринул еси, славнее, и святым Крещением просветяся, светом познания Христова Землю Русскую озарил еси.
Надпись над частицей мощей Св.Владимира в храме в Херсонесе
Своим ландшафтом горный Крым сильно напоминает Афонский полуостров в Греции, и поэтому христиане его часто называют Малым Афоном. А пещерный тип монастырей, которым он изобилует, появился, исходя из условий мест, именно в Тавриде, и только позже был перенесен на Днепр, в Киев (знаменитые Лаврские «печеры») и другие места Руси. Так что фактически «родословная» их началась в Крыму, в седой старине, которая просияла всему православному миру подвигами благочестия целого сонма монахов, смиренных отшельников и пещерников.
На ранней заре христианства, с прибытием в Таврику в Iв. святого апостола Андрея Первозванного, святителя Климента Римского (см.статью на нашем сайте) и их учеников, была здесь основана и утверждена Православная церковь. Например, к 212 году историки относят основание г.Сурожа (Судака), вокруг которого было устроено сразу семь монастырей. В Херсонесе и его пределах поочередно подвизались семь святителей (их так и называют: семь херсонских святителей).
Именно этим подвижникам приписывается основание пещерных обителей на Таврической земле, остатки которых сохранились доныне в разных уголках горного Крыма. Одни из них расположены на отдельных скалах, как то: Шулдан, Мармара (близ с.Терновки), Кыз-Кермен, Тепе-Кермен, Черкес-Кермен, Эски-Кермен. Встречались обители и близ городов: в Инкерманской (Святоклиментьевский) и Бахчисарайской (Успенский) скалах. Близ Севастопольской бухты на вершине горного выступа видны остатки старинной крепости Каламита и пещерного города Инкермана. У подножия горы приютился монастырь, возникший из пещерного храма. Эта древняя церковь была иссечена в скале самим святителем Климентом Римским, учеником апостола Петра, сосланного в Таврику из Рима за его христианско-проповедническую деятельность. Трудами Св.Климента и его учеников в Инкермане было устроено 75 храмов! Но из них к нашему времени осталась лишь одна церковь с двумя приделами: во имя апостола Андрея Первозванного и св.Мартина Исповедника – усердного защитника христианства (в 655г. он скончался здесь, в одной из инкерманских пещер, и был погребен в пещерном храме). Это старейший из всех храмов на Руси, и святыня эта была возобновлена стараниями архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова) в 1852 году.
Инкерманский монастырь был и остается колыбелью христианства Тавриды. Именно отсюда стал впервые распространяться свет Евангельского учения. Здесь утвердили церковь Христову ее сильнейшие благовестники, отсюда проистекали христианские идеи добра, правды и любви к ближнему между тысячами язычников. Святитель Василий Великий выписывал из Инкермана в Каппадокию мощи святых мучеников. Здесь святые братья Кирилл и Мефодий проповедовали, обучали славянской письменности и прививали благочестие местным жителям и отсюда они повезли далее Евангелие и Псалтирь уже «руськыми письмены писаные». Здесь же они чудесным образом обрели мощи св.великомученника Климента Римского.
Неподалеку от Севастополя, у Балаклавы, на мысе Фиолент («феоленд» — означает «Божья страна») стоит Балаклавский Георгиевский монастырь, праздновавший свое тысячелетие (!) в 1891г. Здесь была устроена пещерная церковь еще во времена апостольского шествия по Таврической земле Андрея Первозванного, сохранившаяся до IXв. и послужившая основанием Георгиевскому монастырю в 891г. греческими мореплавателями, только молитвами к св.Георгию Победоносцу спасшимися от кораблекрушения. Увы, до наших дней сохранились лишь остатки величественного архитектурного ансамбля из трех храмов, некогда стоявших на этом благословенном месте… Но и здесь весной 1993г. состоялось богослужение, и на скале, на прежнем месте, был воздвигнут святой Крест (см.статью на нашем сайте).
И не мудрено, что эти святые земли стали местом крещения князя Владимира и отправной точкой христианского православия на всю Русь. Вот еще одна славная обитель – Херсонесский монастырь во имя святого равноапостольного князя Владимира, крестителя и просветителя Руси. Именно отсюда, из Херсонеса, христиане провожали ученика Христова апостола Андрея Первозванного для дельнейшей проповеди скифам. Семь священномученников украсили этот древний город своими именами. На улицах этого города пострадал за Христа святитель Климент. Здесь томился в ссылке святой митрополит Георгий Мителенский и жил в изгнании преподобный Иосиф Песнописец; тут Евстатий с 50-ю мучениками пострадал за веру. И именно этому городу предстояло прославиться в истории Руси и ее Православной Церкви. Здесь, на месте подвигов апостолов и святителей, мучеников и преподобных в конце Хв. принял Святое Крещение и Таинство Брака святой князь Владимир, и отсюда воссиял нетленный свет благодати Божией на всю Русь.
В 1848г. известным русским археологом графом А.Уваровым в ходе раскопок было открыто на городской площади несколько древних храмов. Была найдена и базилика (крещальня), в которой принял крещение князь Владимир. Потом здесь же был построен храм во имя Семи священномученников, а затем возведен монастырь с четырьмя храмами, главный из которых был освящен во имя святого князя Владимира. Этот храм был собственноручно заложен 23 августа 1867г. Императором Александром II. Церковь венецианского стиля имела крестообразную форму и была выстроена из инкерманского белого камня на массивных гранитных ступенях. Множество колонн из итальянского мрамора придавали этому самому большому собору Крыма особо величественный вид. На нижнем его этаже располагался храм в честь Рождества Богородицы, а в нем была стена, оставшаяся от той древней крещальни, в которой крестили св.Владимира; стена и жертвенник в алтаре так же оставались от прежней церкви. Увы, долгие годы советского времени храм стоял разграбленным и оскверненным (а во время Великой Отечественной войны он был к тому же и очень сильно разрушен).
Лишь в 2001г. собор Св.Владимира был вновь освящен, а к 2006г. – значительно восстановлен и теперь в нем, как и раньше идут богослужения. В связи с этим хочется немного подробнее остановиться на месте и времени крещения князя Владимира, ибо по этому поводу историками до сих пор ведутся споры, и, как минимум, существует две версии. Первая (и самая основательная) восходит к летописному свидетельству преподобного Нестора о том, что в 988г. князь Владимир, совершив набег на Херсонес Таврический (Корсунь), вынудил Византию выдать за него принцессу Анну, и когда она прибыла, крестился и венчался с нею. При этом крестилась и дружина князя. После этого князь Владимир с женой, дружиной, греческим духовенством прибыл в Киев, где в том же 988г. на Днепре было положено начало крещению русичей. По второй версии, высказанной профессором Е.Голубинским более ста лет назад, но до сих пор имеющей своих приверженцев, место крещения считается до сих пор неизвестным, а время его набега на Херсонес – 990г. (Это третий год после крещения. Но зачем тогда, казалось бы, князю Владимиру было нападать? Махать после драки кулаками). Основным аргументом в пользу такой версии считается некое сообщение из письменных источников о нападении на Херсонес в 990г. «тавроскифов»…
Но ведь таким именем византийцы называли никак не русичей, а многоязыкое население Тавриды. Так что согласно летописям (а также другим русским, арабским и армянским источникам) и вероятнее всего дело обстояло так. В 986г. (или 987) соправители-императоры Византии Василий II и Константин обратились к князю Владимиру за военной помощью, так как на ту пору войско Византии было разгромлено болгарами (мятежный полководец Варда Склир с арабами вошел в пределы империи). Не мешкая, по договору с Византией князь Владимир в том же году отправляет войско в распоряжение империи, после чего требует исполнения второй части договора – выдачи за него замуж сестры Василия и Константина – Анны. Но в ответ князь слышит обидное ему, но вполне справедливое требование: «Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе», ведь условия договора (так говорят летописные источники) с самого начала предусматривали это обстоятельство. Тем не менее, со стороны русичей начинаются препирательства: Владимир настаивает, чтобы сначала прислали Анну, а потом он крестится, Византия же стоит на своем. Но при этом шеститысячное войско русских находится в непосредственной близости от Константинополя и лишь пока на стороне Византии…
От него фактически зависит судьба империи и Владимир решает, что такой момент вряд ли еще представится. Кто знает, как могут повернуться дела, если с его помощью Византия воспрянет? А вдруг передумают императоры «родниться» с ним? Князь решает всерьез заявить о себе, но сначала косвенным примером, захватив византийское крымское владение – Херсонес. И вот уже в начале 988г. из взятого города в Константинополь спешит грозный ультиматум: «…Если не отдадите ее (Анну) за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». И Византия, так долго не желавшая кровно соединяться с язычниками-русами, уступает. Царевну Анну отправляют в Херсонес, но со священниками, иконами и церковными книгами, ибо крещение все равно остается непременным условием. И все происходит летом 988г. здесь же, в Херсонесе: князь Владимир крестится вместе со своей дружиной, после чего сразу венчается с Анной.
Так что по совокупности исторических и летописных отечественных и зарубежных сообщений местом крещения святого князя Владимира несомненно
Автор: Юлия Самарина, фото: ukraina-krym.com