Его картины можно увидеть в Русском музее, в Третьяковской галерее, Национальной галерее Греции, Евпаторийском музее, а также в частных собраниях. А еще у многих коллекционеров из тех, кто собирает дореволюционные открытки: там непременно найдется несколько с художественными видами Крыма, Петербурга и его пригородов, и на их обороте будет подписано: «Художник Н.П.Химона» (их во множестве выпускали известные петербургские издательства «Ришар» и «Община Св.Евгении»).
К счастью, к нам постепенно возвращается память, а с нею возвращаются и вычеркнутые совсем не заслуженно имена наших соотечественников…
Николай Химона, достаточно хорошо известный художник в Греции и Европе, сегодня, пока еще не так хорошо известен у нас, ибо покинувший Родину в 1919 году, в отместку за это не был упоминаем долгие годы в истории русского искусства.
А ведь в свое время в дореволюционном Петрограде он имел множество наград и знаков отличия вплоть до ордена Св.Владимира, был профессором и даже имел звание академика. К слову сказать, он один из немногих, чье имя как имя русского художника упоминается в знаменитой французской энциклопедии «Безит».
Родиной его был наш благословенный Крым. Родители происходили из-под Севастополя: мать гречанка Фотинья Василькиоти из деревни Карань, отец Петр Павлович Химона родился в семье военнослужащего известного Балаклавского греческого пехотного батальона и сам, став военным, в чине унтер-офицера участвовал в обороне Севастополя в годы Крымской войны. После переезда семьи в Евпаторию, где на ту пору проживало немало греков (в том числе их родственники – известная в городе большая семья Василькиоти), 25 сентября 1864 года у них родился сын Николай, крещенный в евпаторийском Николаевском соборе. Все детство и юность Коли прошли в Евпатории – небольшом приморском городке рыбаков и торговцев, многонациональном, дружном и постепенно ставшим довольно известным в России курортным и лечебным местечком. Его родные были людьми достаточно обеспеченными и смогли не только дать мальчику образование, но и развить проявившиеся в нем художественные способности. Но мечтой Николая, рисовавшего все свободное время море, городские улочки, дома, природу вокруг был, конечно же, Петербург – центр империи и всей культурной жизни России.
Там он поступает сначала вольным слушателем в художественно-техническое училище барона Штиглица, а затем и в саму Императорскую академию художеств. А через три года он сам уже преподает в одной из художественных школ и пишет, пишет… В 1902 году, на 38-м году его жизни, происходят два очень важных для него события: фактическое признание его как хорошего художника – Музей Александра III покупает его работу «Финляндия»; и еще его женитьба по большой и взаимной любви на 17-летней очаровательной Оленьке Хитрово. Отец Ольги – очень богатый и известный человек не только в Петербурге, но и в России, был просто взбешен этим браком: какой-то художник, грек, гораздо старше его дочери, да еще и низкого сословия… Хитрово отказал дочери в своем благословении и в дворянском титуле. Но это была настоящая любовь, и никакие титулы, никакая недвижимость в Петербурге и Нижнем Новгороде, никакой гнев отца не могли остановить ее! И какие это были пустяки по сравнению с теми другими, куда более страшными испытаниями, что ждали их впереди… А пока, совершенно счастливые, в 1904-1905 гг. они отправляются в путешествие в Грецию, в Элладу – на родину предков Николая Петровича, в которой он никогда еще до этого не был и совершенно был очарован ею: ее природой, ее историей, античным обаянием, сохранившимся еще вполне в те времена.
Большинство работ, выполненных художником за этот год его жизни после успешной выставки в Петербурге, были сразу же раскуплены, в том числе и главными музеями России. В 1907 году Академия художеств присудила Химоне первую премию за картину «Начало весны». Она была приобретена самой Академией и на следующий год демонстрировалась ею уже на художественной выставке в Мюнхене, где была удостоена Малой золотой медали. Многие музеи теперь охотно приобретали работы Н.П.Химоны, появились покупатели в Европе и Америке, в Петрограде многие работы его были воспроизведены в виде почтовых открыток, так что имя художника стало широко известным. Наконец в 1915 году собрание Академии художеств присудило ему звание академика (тогда же появилось и профессорское звание).
Нужно сказать, что начиная с первых лет обучения и всю свою последующую жизнь в России он был связан сначала со своим учителем и большим другом – художником Куинджи. Они часто работали вместе в Крыму. Работы обоих полны света и романтизма и объединены поиском одного исключительного момента в состоянии природы, гениально схваченного и переданного ими так, что долго не можешь отойти от картины, а после –забыть эти чудные места…
Грянул 1917 год. Кто-то успел уехать за границу, но многие их друзья были арестованы, и Ольга, веря, что может им чем-то помочь, посещала их в тюрьмах, тайно передавая деньги и корреспонденцию. Но через некоторое время по доносу была арестована сама. Все попытки Николая Химоны освободить жену не увенчались успехом. Друзья советовали ему покинуть большевистский Петроград, так как, вероятнее всего, совершенно не приспособленный не только к борьбе, но и вообще к подобной жизни художник не только не поможет жене, но и пропадет сам. Отчаявшись помочь любимой женщине и разрываемый чувствами, Николай Петрович едет в начале в Крым к родственникам, а оттуда – в Грецию. Там, чтобы забыться, отрешиться от всего, он отправляется на знаменитую гору Парнас, где живет просто вместе с пастухами. И в это время он пишет удивительно-пронзительные работы: пейзажи античного Парнаса цвета осеннего Петербурга – цвета тоски об утраченном навсегда… Некоторые из этих работ считаются и сегодня лучшими в его творчестве.
А между тем в России Ольгу чудом освободили из тюрьмы (возможно, с помощью отчима, близкого к революционным кругам). Она возвратилась в их опустевший дом в Павловске (под Петроградом) и, не застав в нем любимого мужа, отправилась по его следам так же — сначала в Крым, а потом с его родственниками Василькиоти в 1919 году в Афины. Все это на фоне Гражданской войны, отступления белой армии и бесконечных опасностей. Ольга искала мужа в Греции и, о чудо, наконец, нашла его в горной деревушке Агорья. Больше они не расставались до самой смерти. Однако средств к существованию не было, и его чудная нежная Оленька стала коммерческим агентом. Она организует выставки мужа, приглашает высокопоставленную публику, заключает сделки. Благодаря ее энергии вырученных денег достает даже на покупку небольшого домика с земельным участком близ реки Кифиссос, неподалеку от места, где в древности была академия знаменитого Платона. Отсюда Химона совершал почти ежедневно длительные прогулки к Акрополю; отсюда совершил путешествие на Пелопоннес, в Мистру, на острова Миконас и Крит. А его Оленька все эти годы она была ему верной помощницей и «добытчицей»: преподавала французский, немецкий и английский языки; работала с иностранными туристами, приезжавшими в Грецию – была одним из первых гидов в Элладе, а еще… продавала свежие яйца с их фермы, которые сама развозила на велосипеде по знакомым.
Жизнь мало-помалу налаживалась.
За 10 лет супруги успели привыкнуть к солнечной Греции и уже печально свыклись с той мыслью, что более никогда не увидят ни Крыма, ни Петербурга. Творчество Николая Химоны несколько изменилось – приобрело ярко выраженную экспрессию, смелость, эксперимент со светом, а после его выставки в Англии в 1924 году газеты писали: «Техника работы «Последние лучи солнца» невероятно трудна, но господин Химона сумел найти поразительное решение этой проблемы, достойное кисти Тернера или Козенса». Позднее, в 1928 году, он сделал еще одну выставку в Англии, после которой известный критик-искусствовед сэр Валентай Чирел написал: «Возможно, греческая кровь в его жилах помогла ему уловить в этих произведениях неспокойную душу греческого пейзажа… от темных грозовых облаков, плывущих в греческих горах, до спокойного гладкого цветистого моря. Горы Аттики голы и открыты ветрам, когда скрытый свет освещает их, но в какой части мира есть горы, которые так излучают блеск, нежность и дикость природы… Благородные линии этих гор, когда они темны от облаков или от тени огромных сосен, когда они блестят цветом аметиста, сапфира, топаза или затухающим в тени цветом маргариток…».
1929 году супруги Химона отправились пожить на очаровавший их остров Скирос. Здесь Николай вдруг слег будто бы от обычной простуды, оказавшейся на деле опасной в те времена малярией, от которой художник и умер. Похоронен был там же – на Скиросе, а вдруг овдовевшая Ольга стала жить в одиночестве в Афинах, изредка общаясь лишь с некоторыми старыми друзьями. Затем она переехала в Лондон, где дожила до 1963 года.
Так закончилась эта история художника, родившегося в Крыму, встретившего свою судьбу в Петербурге и окончившего свой путь в Элладе… Детей у них не было, но были и есть его чудо-картины, и если вы их увидите (или теперь захотите увидеть), то вспомните смуглого художника-грека Николая Химону, а с ним и его верную Оленьку.
Автор: Юлия Самарина