Феодосия – вечный город. И хотя в него не ведут все дороги, как в Рим, но на протяжении 2600 лет через него проходило немало путей…
Это действительно один из наиболее древних городов мира. За 2,5 тысячи лет чего он только не перевидел. Все менялось вокруг и он менялся – возможно, поэтому и выжил. Он то процветал, то почти умирал, но каждый раз возрождался. Что же делало его таким в высшей степени устойчивым?
Прежде всего, его географическое положение: Феодосия расположена в Восточном Крыму на стыке разнообразных дополняющих друг друга природных зон, в сочетании крымских гор, равнинных территорий, переходящих в почти безжизненный керченский полуостров, а также моря с очень удобной бухтой, закрытой от северных и западных ветров и никогда не замерзающей зимой.
Важным преимуществом являлось и наличие здесь достаточного количества пресной воды. Итак, документально известно, что в VI веке до нашей эры эти места привлекли выходцев из греческого города Милета, назвавших новое поселение «Богом данная» (так дословно переводится слово «Феодосия»). Трудно сказать, как выглядел город, построенный греками: за эти годы от него мало что сохранилось, ведь уровень Черного моря изменился, а до этого линия Феодосийского залива тех времен примерно на 100м отстояла от современных берегов, так что раскопки античной Феодосии – дело в основном подводных археологов.
Так уж складывалось, что полис почти всегда был довольно самостоятельным и не очень привязывался к окружающим территориям. У него были некие прилегающие пространства (хора), но значимость самого города всегда намного превосходила его взаимосвязь с окружением. Главным значением Феодосии был ее «портовый характер», причем ориентированный на международный оборот товаров. А международный порт неизбежно формирует и разнообразное население.
Для Крыма вообще характерно проживание большого числа различных народов и культур. Тем более в Феодосии: здесь всегда было много выходцев из стран как Востока, так и Запада. «Здесь говорят на всех восточных языках, и однажды я сумел насчитать целых 35», — так писал католический епископ Иоанн Галлифонтен, посетив город в конце XIVв. Одно время там был даже разработан свой особый диалект, доступный как европейцам-латинянам, так и представителям иных общин (прообраз эсперанто?). Кроме того, существовала упрощенная процедура получения гражданства: нужно было лишь взять на себя определенные обязательства по уплате налогов городу и присягнуть при двух-трех свидетелях. Была и оборотная сторона медали. В случае опасности значительная часть горожан просто разбегалась, даже не пытаясь оборонять этот «общий город». Тогда же у города появляется и его новое название Каффа (или Кафа). В Крыму доминирует Византия.
Средневековая Кафа ничего не унаследовала от античной Феодосии. В XIII-XVвв. город стоит на старом месте, но выглядит совершенно иначе: его улицы и площади более напоминают Геную или Венецию… Главным оставалось одно: порт и перекрестье разноязыких путей в нем. Город становился все более известным в Европе и на Востоке – через него проходит Великий шелковый путь. К концу XIVв. Кафа становится одним из наиболее многолюдных городов побережья Черного моря (и даже Средиземного)! Население города насчитывает примерно 80 тыс. человек! Город, окруженный мощной стеной, был разбит на кварталы по национальным и профессиональным признакам. Внешняя оборонная стена с более чем 30 башнями составляла 5,5км. Были крепости и внутри города. Например, армянская крепость – Айоц Берд, которая огораживала армянский квартал. Характерная средневековая планировка прослеживается и в облике современной Феодосии (конечно, в «старом» городе).
Начиная с 1450-х годов черноморские генуэзские колонии начинают слабеть, что было вызвано восхождением Османской империи и ограничением следования судов через Босфор и Дарданеллы. Летом 1475 года почти все население покидает Кафу и новыми хозяевами города становятся турки-османы. Они даже не переименовывают город, а лишь искажают название, называя его теперь на свой манер: Кефе. После небольшого периода затишья город вновь заселяется жителями и играет еще более важную роль в торговых связях черноморского региона. Именно тогда он приобретает свою жутковатую известность: становится крупнейшим невольничьим рынком в Европе. Численность жителей довольно быстро восстановилась примерно до тех же 80 тысяч, но этнический состав стал, естественно, другим. Изменилась также архитектура: стало больше мечетей, фонтанов, бань – традиционно мусульманских объектов. Бывшая армянская крепость еще более укрепилась и стала турецкой – Нарын-Хисар. Знаменитый путешественник XVIIв. Эвлия Челеби отмечал наличие в Кефе 80 мусульманских кварталов и только 40 других: греческих, армянских и даже цыганских, с их домами-кибитками.
Шло время… Одряхлевшая Османская империя сдала свои позиции на юге более сильной России. В 1771 году русская армия под командованием князя Долгорукого вошла в Крым через Перекоп и Арабатскую стрелку. Турецкий Кефе прекратил свое существование. Какое-то время в опустевшем городе квартировал русский гарнизон, затем по Кучук-Кайнарджийскому договору турки на некоторое время возвратились, но уже с 1783 году Крым прочно присоединяется к России. И «вечный город» обновляется – ему не привыкать. Накануне путешествия в Тавриду Императрицы Екатерины II ему возвращают греческое имя Феодосия.
Однако почти 20 лет стоять ему безлюдным: кроме российской военной базы, два обитаемых квартала… Лишь к началу XIXв., когда при Павле I город получает право «вольного города» («порто-франко») или, как сказали бы сегодня, свободной экономической зоны, Феодосия вновь становится сама собой. В короткий срок население увеличивается от 300 человек до 5 тысяч; губернатору дается право поддерживать прямые контакты с министрами российского правительства (при необходимости обращаться непосредственно к самому императору!); городу дается значительная правительственная ссуда на 25 лет – на восстановление. Начинается строительный бум. Крепостные стены и мусульманские постройки разбираются и идут на камень для домов горожан. Феодосия привычно меняла свой облик. Восстанавливается доброе имя торгового города, вот только старый порт теперь слишком мал и нужно строить новый, универсальный – для приема разных грузов, в том числе и нефтеналивных. Наконец в июле 1896 года порт был торжественно открыт лично министром путей сообщения российского правительства князем М.И.Хилковым. В те же примерно годы появилась и Феодосийская табачная фабрика Стамболи, а в районе стали выращивать очень неплохой табак. Эта фабрика сразу стала одним из крупнейших и лучших предприятий Российской империи.
Папиросы и курительный табак Стамболи были весьма известны в России. Кстати, фабрика имела свое долгое продолжение уже в советское время и только перестроечные годы ее «сломили» – в 1990г. случился сильный пожар, уничтоживший практически все (лишь к 1998 году фабрика была восстановлена). К счастью, сохранился особняк феодосийского табачного магната, который был возведен в 1914 году по проекту известного московского архитектора О.Э.Вегенера и стоил Стамболи баснословных денег – 1,1 миллиона рублей! Своей роскошью он по праву соперничал с лучшими дворцами Южнобережья. Построенный в модном тогда мавританском стиле, особняк чередовал неповторяющиеся фасады, купола, минареты, лестницы, поражая и восхищая своим великолепием. В его наружной и внутренней отделке были широко применены мрамор, майолика, изящные лепные украшения, ценные породы древесины. Подлинным искусством до сих пор являются камины, фонтан в зимнем саду, кованые решетки. Национализированный после революции и утративший большую часть предметов интерьера, особняк был превращен в санаторное учреждение, как и почти все дачи и дворцы. Сегодня усилиями горожан в нем предполагается создание Культурного центра.
Чем еще интересна Феодосия? Конечно, именами (и музеями) известных людей. Здесь в бедной армянской семье когда-то родился мальчик, которого теперь знает весь мир. Это был будущий художник Айвазовский. Он так любил море, что всю жизнь писал почти исключительно его (картин написано невероятно много – и на всех море). Не меньше он любил и родной город: даже став очень известным человеком и получив почти все титулы, которые могли быть у художника в Российской империи, он все равно продолжал оставаться жителем маленькой Феодосии.
Этот город выбрал для себя один из самых больших романтиков – Грин (А.С.Гриневский). Наверное, такой человек мог жить только на крымской земле – не имеющий практически ничего, беспредельно одинокий, выпавший одинаково как из имперского, так и из советского времени (читая его книги, невозможно сказать, когда и где они написаны). Его книги были «неактуальны» в момент их появления (1906г.), более чем странны в СССР и, наверное, кажутся еще более странными сегодня… Но именно из Феодосии, как из Космоса, открывалось Грину то, что могло происходить в любом месте и в любом времени на Земле.
А вот еще один не менее странный романтик — Максимилиан Волошин. Писатель, поэт, и художник в одном лице поселяется в предместье Феодосии – Коктебеле. Строит дом у самого моря по собственному проекту, чтобы побольше вмещалось гостей, и отдыхалось, и работалось удобно. Там он живет стихами, акварелями, друзьями, Карадагом – удивительной горой-вулканом… Даже революция не изменила его жизни, убеждений и образа мыслей. Только в этих местах он нашел гармонию удивительного чувства места с категорическим отсутствием чувства времени…
Марина Цветаева. Впервые приехала в Крым в мае 1911 года. Гостила у Волошина. Тогда ей было 18 лет. Вместе с сестрой Анастасией они полюбили Феодосию сразу и навсегда. Провели здесь зиму 1913-14гг. и 1915г. Здесь с Мариной был ее муж Сергей и дочь Аля (жили они на ул.Шмидта). 1917г. – был последним годом посещения милой сердцу Феодосии…
Но мы-то можем приехать в любое время! Хотя летом, конечно, лучше.
Можно неплохо устроиться в частном секторе. Совет: хорошо попасть на турбазу «Приморье», что в Коктебеле, у Карадагских скал (бывшая болгарская деревушка), причем в августе, когда там собирается интересный народ на ежегодный джаз-фестиваль.