Известная путешественница княгиня Елена Горчакова уважительно назвала его академиком, хотя он никогда таковым не являлся… Это имя сравнительно недавно было извлечено из незаслуженного небытия, а работы его теперь можно увидеть в Крымском республиканском краеведческом музее, хотя их и осталось крайне мало (да и те, что сохранились, – литографии. Акварели и гуаши, увы, остались навсегда в далеком XIX веке).
Родился Фридрих Гросс в Симферополе, в семье немецкого колониста художника Иоганна Людвига Гросса. По некоторым сведениям, Иоганн Гросс прибыл в Крым и работал в качестве художника в экспедиции своего соотечественника — ученого и путешественника академика П.С.Палласа. А когда тот приобрел имение в Судаке, тоже поселился там — в судакской немецкой колонии. В 1821 году, по личному ходатайству все того же Палласа и по распоряжению Училищного комитета Харьковского университета, И.Гросс был «…определен в должность учителя рисовального искусства в Таврическую гимназию и уездное при ней училище».
Там его называли Иваном Даниловичем на русский манер, хотя до конца жизни он очень плохо говорил по-русски, а писать так и вовсе не научился. Известно еще и то, что именно он был учителем рисования у юного Ивана Айвазовского и давал рекомендации в Академию художеств и ему, и другим своим ученикам. С его легкой руки многие стали не просто хорошими художниками, но даже весьма известными в России. А вот сыну его – Фридриху Гроссу, пожалуй, ни сколько не обделенному художественным талантом, повезло гораздо меньше. Фридрих, или Федор, как его все звали в той же симферопольской гимназии, был тихим, воспитанным немецким мальчиком, очень любившим рисовать и мечтавшим зарисовать своей рукой буквально каждый уголок любимого им Крыма. Однако семья Гроссов была стеснена в средствах, поэтому Фридрих даже не смог пройти полного гимназического курса. Возможно, поэтому его прошение о зачислении в Императорскую Академию художеств в С.-Петербурге на казенный счет не было удовлетворено (тем более что в то время существовало негласное высочайшее распоряжение принимать в Академию только русских…)
Тогда Фридрих Гросс решил рисовать сам и объездить весь Крым в поисках самых живописных, малодоступных и еще неизвестных мест. Позже в одной из южных газет писали о талантливом самородке: «Живя среди роскошной природы, он рано почувствовал влечение к живописи и страстно предался этому благородному искусству. Четыре лета сряду провел он на Южном берегу Крыма… Перенося на бумагу все, что поражало его взоры, и собрав, таким образом, богатую коллекцию живописнейших видов Крыма». Вполне возможно, что и его поддерживал, как и еще нескольких молодых художников, известный в те поры покровитель наук и искусств граф М.С.Воронцов.
В 1864 году Федор Иванович Гросс переезжает в Одессу, где организует четыре большие выставки своих картин под общим названием «Виды Крыма» и получает работу в литографической мастерской Александра Брауна. С техникой литогафии – одним из самых сложных художественных приемов, он познакомился, по-видимому, еще в Крыму, в имении А.М.Бороздина Кучук-Ламбат, а в Одессе освоил еще более сложную – технику хромолитографии. «Одесский вестник» очень хвалит работы Гросса за мастерство отделки, за легкость и мягкость рисунка, сравнивая с лучшими литографиями столичных художников. Да, в работе он весьма щепетилен и даже более аккуратен и скрупулезен, чем просто немец… Переводит свои рисунки на литографский камень, с которого потом будет сделан оттиск, только сам, выписывая со всем тщанием даже мельчайшую деталь.
Большинство его картин так и были изданы литографиями в виде альбома под общим названием «Коллекция живописных видов Крыма. Литография Брауна» (Одесса, 1846г.), но в первоначальном виде, к сожалению, не сохранились. Альбом «Виды Крыма» включал 54 листа – и это, несомненно, было самое объемное издание крымских видов первой половины XIX века. Общее настроение изображений в соответствии с духом того времени весьма романтично, но при этом все уголки Крыма переданы художником практически с фотографической точностью. И в этом их сегодня особая ценность, ибо мы можем увидеть, какими были те или иные уголки Крыма с теми деталями, которые либо видоизменились, либо не сохранились вовсе за долгие годы. Это пещерные города Мангуп-Кале и Чуфут-Кале; Судакская крепость, пейзажи Нового Света, башни Чобан-Куле, подземелья Кизил-Кобы и Фул-Кобы, а также руины средневекового монастыря Ай-Андрит, от которого теперь уже ничего не осталось.
Живя какое-то время в Одессе, художник создал целую серию видов этого южного колоритного, всеми узнаваемого города: «Ришельевский лицей», и «Вид на Практическую гавань», «Карантин» и «Бульвар», и еще многие другие. В 1854-55гг. в литографической мастерской П.Францева и Л.Нитче был издан альбом с 15-ю видами Одессы с картин Гросса. В те годы как раз шла Крымская (Восточная) война, и художник-пейзажист сумел проявить себя и художником-баталистом, да еще и настолько, что его картина под названием «Бомбирование Одессы англо-французским флотом 10 апреля 1854 года» заслужила личного подарка от великого князя Константина Николаевича в виде бриллиантового перстня. А другая его батальная работа, выполненная гуашью, «Геройский подвиг Щеголева и его батареи на Одесском Практическом моле в страстную субботу 10 апреля 1854 года», была подарена цесаревичу Александру Николаевичу и в том же году воспроизведена в Лондоне издателем В.Брунксом.
Федор Гросс был востребованным художником и выполнял многие частные заказы. Так, в честь 25-летия со дня основания Императорского общества сельского хозяйства Южной России Гросс сделал поистине художественное оформление благодарственного адреса президенту этого общества князю М.С.Воронцову. Поздравительный текст был обрамлен растительной виньеткой – ветками яблонь, гроздьями винограда, листьями дуба, причудливым силуэтом крымской сосны, экзотической агавой. В просветах между ветвями художником помещены были неизменно любимые им крымские пейзажи — крутая горная дорога с гротом перед Байдарскими воротами, а также ялтинский залив с кораблями на рейде.
После войны Федор Иванович твердо вознамерился вернуться в Крым. Дальше оставаться в Одессе ему было уже неинтересно. Он все более ощущал свою беспомощность и несостоятельность в качестве настоящего художника, являясь всего лишь хорошим рисовальщиком и блестящим литографом. Недостаток классического художественного образования делал, на его взгляд, недоступными ему тайны настоящей живописи, открытые известным художникам. Что он может? Копировать с фотографической точностью памятники старины?.. Да литографию вот-вот заменит фотография (он видел первые образцы, и они ему понравились, хотя выглядели не так романтично, как его работы) и он вовсе станет не нужен.
В 1857 году Федор Гросс оставляет Одессу и возвращается в родной Крым. По рекомендации попечителя Одесского учебного округа он был определен преподавателем рисования в Керченский Кушниковский девичий институт. Он построил себе с супругой, Анной Ивановной (детей они не имели), по улице Карантинной красивый дом и все свободное время отдал… археологии. Помимо учительства Гросс работает художником-реставратором (и помощником директора) Керченского музея древностей. С 1884 года статский советник Ф.И.Гросс становится директором Керченского музея и возглавляет раскопки курганов на Таманском полуострове.
Известная путешественница княгиня Елена Горчакова уважительно назвала его академиком, хотя он никогда таковым не являлся… За время его деятельности при музее он создает большое количество альбомов рисунков, акварелей, карандашных чертежей находок, росписей и фресок древнего Боспора. Некоторые из альбомов хранятся в Петербургском отделении Института археологии, но большинство погибло вместе с архивом Керченского музея в 1942 году.
За гражданскую службу Федор Иванович Гросс был награжден орденами Св.Анны и Св.Станислава и в 1891 году уволился со службы по собственному прошению, а через шесть лет скончался. Его могила, к сожалению, затерялась так же, как и многие его живописные работы…
По материалам Крымского краеведческого музея и публикации М.Мальгиной