Если вы приехали в Евпаторию, отправились в лабиринт Старого города, нашли улицу Караимскую и попали в караимские кенасы (или в кенаса, как говорят сами караимы), считайте, что вам повезло. Не все местные жители побывали в новых отреставрированных кенасах.
До недавнего времени храм караимов находился в плачевном состоянии: мраморные плиты заколочены фанерой, во дворе мусор, и только знаменитый виноград рос, как и сто лет назад, оплетая длинный «коридор», который когда-то вел к дому молитвы. Теперь кенасы стоят как новые, а возле ворот на скамеечке вас поджидает экскурсовод. Как только набирается группа из 8-10 желающих, начинается экскурсия в храм и музей.
Кенасы – своеобразный оплот караимской культуры и очень необычное место. Только что вы стояли на старой евпаторийской улочке, с дворами, времянками, стенами из ракушечника – а за воротами кенас как будто начинается другое государство или, во всяком случае, территория иной культуры и веры. Это чувствуется. Там очень чисто и тихо, растут цветы, над головой вьется виноград, а дальше виднеются невысокие домики с окнами цветного стекла: красного, синего, желтого.
«Крымские караимы – один из самых малочисленных тюркских народов. В Крыму их проживает несколько сотен, а на Украине – не более тысячи человек. Во всем мире насчитывается около 2000 крымских караимов». Это слова Давида Тирияки, руководителя религиозной общины караимов Евпатории, и я специально привожу их здесь, иначе мы запутаемся. У караимов сложная история (это касается и религии, и языка, и происхождения этого народа), поэтому они настороженно относятся к попыткам журналистов популярно описать их культуру. Караимы – заботливый, добрый народ, у них всегда в почете была благотворительность и образование. Караимов также называют загадочным народом: ученые сходятся во мнении, что народ караимов сформировался в Крыму в 8-12 вв. н.э., но как предки караимов попали в Крым?
Предполагают, что караимы – потомки тюркских племен Хазарского Каганата и аборигенного населения Крыма. Своим «родовым гнездом» караимы считают пещерный город Джуфт-Кале, или Чуфут-Кале, под Бахчисараем. Именно оттуда караимские семьи начали расселяться по всей Российской империи. В Крыму караимы жили также в Балаклаве, Судаке, Феодосии, Солхате и ряде деревень. Еще раньше, в 13 веке, караимы попали в Галицию, а в 14 веке несколько сот семей вывез в Литву великий князь Витовт. Известно, что за исключительную преданность караимов князь доверил им охранять свою резиденцию – замок в г. Тракай (в 1998 году в Тракае и Вильнюсе пышно отмечалось 600-летие переселения караимов в Литву). Правда, из-за революции, а затем и гражданской войны многие эмигрировали. До конца 18 века крепость Джуфт-Кале была центром крымских караимов, там была основана первая в Крыму типография. Неподалеку от крепости, в Иосафатовой долине, находится древнейшее караимское кладбище (старое кладбище караимов под Евпаторией, к сожалению, подверглось разграблению, в буквальном смысле слова: вандалов привлекали богатые и красивые мраморные надгробия. Если бы они сохранились так же, как и те, что удалось спасти и поставить во дворе кенас, у нас в городе был бы замечательный некрополь).
После присоединения Крыма к России (1783) караимам необходимо было провести грань между своей религией и ортодоксальным иудаизмом в связи с тем, что богослужение у караимов ведется на языке Библии – древнееврейском. Караимская религия почти сразу была признана самостоятельной, и уже в 1795 году Екатерина II освободила народ от двойного налога и разрешила владеть землями. В 1837 году было учреждено Таврическое караимское Духовное Правление. В иерархии Сенат провел полную аналогию с мусульманским духовенством: муфтий — у мусульман, гахам — у караимов. В паспортах с тех пор указывалось: «вероисповедания караимского».
Караимы переселяются из древних мест проживания в новые города Крыма (Симферополь, Севастополь), а затем мигрируют в другие города: Москву, Петербург, Харьков, Одессу… В начале 19 века Евпатория неофициально, а в 1837 году законодательно приобретает статус духовного центра караимов России, из Кале сюда переносится резиденция главы Духовного Правления – гахама, строятся школы, реконструируется Малая и строится Большая кенаса, открывается типография, приюты для престарелых и первый бесплатный детский санаторий. В начале 20 века открывается «Караи битиклиги» — караимская национальная билиотека-музей. Число караимов увеличивалось бы и дальше, если бы не Первая мировая война, революция 1917 года, террор и голод. В результате национальной политики советского государства караимы начали утрачивать характерные для них черты, язык и религию.
Во что верят караимы?
Караимизм как религиозная доктрина возник в 8 веке, но корни его уходят в далекое прошлое. Караимы верят в единого Бога и чтят книги Ветхого Завета. Цель караимизма – служение Господу и любовь к ближнему, сбережение библейской чистоты Закона, поэтому караимов часто называют «хранителями Завета». Караимы не считают Талмуд, Новый Завет и Коран священными книгами, полагая, что Ветхий Завет не нуждается в дополнениях и толкованиях. Отсюда и богослужение, которое ведется на библейском (древнееврейском) языке. Караимы не доверяют переводам: чтобы правильно понимать тексты Писания, они изучают древнееврейский. Перед молитвой обязательно омовение рук и ног, для чего во дворике кенаса устроены фонтанчики. В кенаса входят без обуви. Помещения для мужчин и женщин разделены, для женщин существует даже отдельный вход в кенаса, откуда лестница ведет на балкон, забранный деревянной решеткой. Службу в храме ведет газзан (священник) или охувчу (мужчина, которому община доверила проведение обряда). Они читают молитвы поочередно с прихожанами. Это обязывает прихожан сосредоточить свое внимание на богослужении – не отвлекаться на посторонние мысли и постоянно помнить, какая молитва читается. Молитвы у караимов состоят в основном из псалмов. По субботам и в праздники читаются духовные песнопения (земер), сочиненные караимскими поэтами в разные времена. Неучастие в богослужении считается одной из тяжелых религиозных провинностей — оскорблением храма. Главных праздников у караимов три, и все они связаны с земледельческим циклом на широте Святой Земли: Песах (Пасха) приурочен к первой ячменной жатве, Шавуот (Пятидесятница) – к первой жатве пшеницы, Суккот – к осеннему сбору урожая и завершению земледельческого года. Крымские караимы всегда находились в этнорелигиозной изоляции, что отражается в тюркском восприятии библейских заповедей. Тюркские корни — в мотивах религиозных песен, названиях праздников, месяцев, дней недели, в украшении пасхальных опресноков, в женских именах. Караимизма придерживаются не только крымские караимы, но и представители других народов – славяне, арабы, персы, греки, сирийцы.
Караимских кенасы
Кенасы – это целый комплекс, который по своим размерам в точности соответствует размерам двора скинии библейского периода (100 на 50 локтей, т.е. 60 на 30 м). Посетителей встречает портал главного входа, виноградный и мраморный дворики, двор ожидания молитвы, Большая (Соборная) и Малая кенасы, монумент Александру I, который посетил кенасы в 1825 году, здание религиозной школы, этнографический музей, библиотека, клубная комната и, наконец, кафе национальной кухни «Караман». Несмотря на то, что объектов так много, дворики кенас можно пройти за несколько минут: все расположено очень компактно.
Строить кенасы начали в 1803 году, на месте первого караимского храма в Евпатории. Строительство возглавляла влиятельная караимская семья Бабовичей. Прежде чем люди попадали в храм, они проходили небольшие дворики, что подготавливало их к встрече с Богом, к молитве. Стены Виноградного и Мраморного дворика украшают плиты с именами строителей и жертвователей, трудами которых были построены кенасы. Плиты рассказывают о важнейших событиях из жизни караимов. Самая древняя плита датируется 1790 годом.
В лапидарии – те самые остатки надгробий караимского кладбища. На территории кенас нет никаких могил, только мраморные памятники. Затем мы попадаем во двор ожидания молитвы. Когда-то здесь был еще один вход в кенасы, из переулка. И здесь же, на небольшой колонне, установлены солнечные часы.
Евпатория – один из самых солнечных городов Крыма, так что солнечные часы «идут» почти все время. По ним встарь караимы определяли время в субботние и праздничные дни, когда строго запрещалось ношение любых предметов.
Храм закрыли в 1959 году: воинствующие атеисты разбили алтарь на глазах у верующих. Издавна караимские храмы украшались росписями, лепниной, позолотой, семисвечниками, драгоценными тканями, деревянной резьбой. Среди тканей и ковров, в Большой кенасе некоторые были привезены из Дамаска, но, конечно, они не сохранились, т.к. после закрытия храма здание долго занимали госучреждения. Cоборную кенаса восстанавливали всем миром, как когда-то общими усилиями было построено караимское духовное училище имени Александра II. Евпаторийским караимам помогли общины Симферополя, Москвы, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Бахчисарая, Киева, Севастополя, Николаева и даже Парижа. Теперь в дни, свободные от богослужений, храм открыт для туристов. Рядом с кенасами — кафе национальной караимской кухни «Караман» и небольшой музей караимской истории и культуры. Многие экспонаты очень интересны: например, древний свиток Священного Писания, старинный брачный договор, первые печатные издания молитвенников с рукописными дополнениями, национальные караимские костюмы.
В сентябре 2006 года в Евпатории проходил первый Всемирный фестиваль культуры крымских караимов, который собрал караимов из Украины, России, Америки, Литвы, Франции, Латвии, Эстонии, Италии, Польши, Швеции и даже из Японии. Большой соборной кенаса, которую недавно восстановили, исполнилось 200 лет. Во время фестиваля был открыт памятник известному евпаторийскому караиму, городскому голове Евпатории Семену Эзровичу Дувану, состоялся концерт караимских народных коллективов и исполнителей, участники фестиваля совершили экскурсию в город-крепость Джуфт-Кале.
Если будете в самих кенасах – там продаются книги о караимах, их истории, культуре, сборник рецептов блюд национальной караимской кухни.
Удачи и замечательных путешествий по Крыму!