Мне кажется, легенды не обязательно любить. Конечно, многие их искренне любят, и в этом тоже нет ничего плохого, но нет повода стыдиться или чувствовать себя неловко, если вы все-таки не очень восторгаетесь легендами или не можете пересказать ни одной. Я тоже, хотя и родилась в Крыму, практически не знала крымских преданий, хотя в любом книжном магазине можно купить сборник легенд, да и дома он был. Я пробовала его читать, про гору Демерджи, шайтанову ягоду или Опук – вершину двух удодов, – но особых восторгов это не вызывало, неизвестно почему.
А как вам такое совпадение? Готовясь писать эту статью, открыла повесть Паустовского «Бросок на юг» и сразу наткнулась на главу «Двоякий смысл слова «легенда»». Вот что писал Паустовский:
С детства я любил географические карты и планы и с детства же недоверчиво относился к легендарным преданиям. Особенно к восточным. Они казались мне бутафорскими. Может быть, эта неприязнь появилась после чтения путеводителей, где рассказывалось много скучных и неестественных легенд чуть ли не о каждой пещере, скале, роднике и могиле. (…) Легенды (фольклорные) давно связаны для меня с гидами. Временами мне кажется, что эти легенды специально выдуманы на потребу гидам, для того чтобы занимать болтовней туристов. (…) Я – за туризм, но без пошлости, которая его часто окружает
Так что лучше нам не начинать с того, что каждый должен прямо-таки наизусть знать легенды Крыма. И все же…
И все же в крымских легендах есть что-то особенное. Крым – очень древний, и кто только здесь не жил! То, что крымским экскурсоводам не пришлось придумывать всякие истории, чтобы издать книжку, – это уж точно. Легенд много, и все они принадлежат разным народам, начиная от греков и дальше, через времена генуэзцев, татар, турок, армян, караимов, крымчаков. Поэтому в них можно встретить кого угодно: ханов, их сыновей и наложниц, украинских полонянок, казаков, джиннов, медведей и великанов. В Крыму сказочные существа разных национальностей живут как в заповеднике, можете съездить на «Поляну сказок» под Ялтой и убедиться в этом сами. А сейчас все-таки поговорим о легендах.
Конечно, книжный вариант легенды и то, что когда-то рассказывали старики где-нибудь в Бахчисарае, – это разные вещи. Одну и ту же сказку можно рассказывать по-разному, а собиратель фольклора может обработать ее, к тому же есть и литературные легенды, например, у Горького, Бунина или того же Паустовского. Как ни странно, и политическая обстановка в стране может влиять на такой, в общем-то, безобидный жанр. Во всяком случае, имена дореволюционных собирателей легенд Крыма в советские времена в предисловиях не указывались, да и «Сказок и легенд крымских татар» после войны и депортации не выпускали. Между тем крымские легенды выходили в 1913 году в Москве, в 1917 в Одессе, в 1925 в Париже. Начиная с 1957 года они переиздавались в СССР без конца, и каждое лето можно было видеть маленькие книжки в картонажном переплете, которые курортники регулярно покупали, увозили домой или забывали там же, где и случалось отдыхать (сборнички эти стоили копейки).
Коллекция крымских легенд прирастала постепенно. Самой древней из них считается «Ифигения в Тавриде», восходящая к кругу древнегреческих мифов о Троянской войне. Богиня Артемида перенесла дочь царя Агамемнона Ифигению (после того как ее чуть было не принесли в жертву самой же Артемиде) в неведомую землю, чтобы сделать ее своей жрицей. Она и была жрицей, до тех пор пока ее брат Орест со своим другом Пиладом не приплыли на берега Эвксинского Понта за статуей Артемиды и не нашли там пропавшую девушку. Она служила у царя тавров и по обряду рубила головы жертвам Артемиды, так что чужеземцы падали под ударом девичьего меча. В легенде не говорится, каково Ифигении было заниматься таким делом, но, узнав Ореста, она с радостью согласилась бежать с ними назад в Грецию, что они и сделали.
В 1859 году в Феодосии вышла очень редкая сейчас книга «Феодора, владетельница древней Сугдайи. Повесть из истории Крыма. Сочинение Гр.К.» Под именем Гр.К. был Григорий Эммануилович Караулов – один из самых образованных крымских литературоведов. Это он в соавторстве с Марией Сосногоровой написал один из первых путеводителей по Крыму, который выдержал 4 переиздания.
Царица Феодора была последней правительницей в дотатарском Крыму. Она пала в битве за Сугдайю (Судак). Предание о Феодоре, созданное в средневековье среди крымских греков, сохранилось и в 19-м веке перешло к горским татарам. «Редкий из них, – писал Караулов, – особенно из живущих близ Судака – не расскажет вам о храброй и святой царице, при которой френки (генуэзцы) завладели Сугдайей».
Многими записанными легендами Крыма мы обязаны незаурядному человеку Василию Христофоровичу Кондараки. Ему не довелось учиться в университете, но он знал греческий, турецкий, крымско-татарский языки. Работал Кондараки переводчиком в Феодосийском центральном карантинном управлении. Крымские легенды вообще собирали люди, которые считали это своим увлечением, так и отставной чиновник Василий Кондараки занимался исследованием Крыма. Скоро в печати появились его первые краеведческие статьи, но на этом автор не остановился. В 1867 году в Николаеве вышла его «Подробное описание Южного берега Крыма». О Кондараки говорят, что он не был профессиональным ученым, хотя и пытался составить настоящую энциклопедию Крыма, куда входили и легенды. В результате сначала в Петербурге вышел четырехтомник «Универсального описания Крыма», а в 1883 юбилейном году в Москве вышли целых 10 томов под общим названием «В память столетия Крыма» (столетие присоединения Крыма к России). Отдельно издавались части этого сочинения – «Греческие сказки», «Крымскотатарские сказки», «Легенды Крыма».
Это был первый крымский научпоп, не совсем точный, не в полном смысле научный, но зато общедоступный и массовый. Кондараки, помимо всего прочего, вел большую общественную работу, возглавлял ялтинский попечительный о тюрьмах комитет, который занимался трудоустройством заключенных, отбывших свой срок. Он был членом общества сельского хозяйства Южной России, а также членом Ялтинского общества садоводов и виноделов. В 1872 году при его участии в селе Аутка близ Ялты была открыта народная школа, он издал самоучитель турецко-татарского и новогреческого языков, а также учебник, который был рекомендован для элементарного образования для русской армии. В Одессе Кондараки стремился открыть бесплатную лечебницу, увлекался не только народными сказаниями и традициями, но и медициной. Свои мемуары под названием «Поэма жизни» Кондараки не окончил, а его архив до сих пор не найден.
Более профессионально и художественно подготовлены легенды, которые собирал по всему Крыму отставной генерал и профессор археологии Никандр Александрович Маркс. Детство он провел в Восточном Крыму, в Отузах (Щебетовка), а легенды были его хобби. Маркс много путешествовал по Крыму, свободно владел крымскотатарским языком «Марксовские легенды» стали культурным событием начала 20 века, тем более что они вышли с иллюстрациями Константина Арцеулова, внука Айвазовского. В 1990 году вышли три альбома в обложках – репринтное издание «Легенд» Маркса.
Известно, что легенды Крыма собирал также Максимилиан Волошин, живший в Коктебеле, его всегда интересовала мифология, и его крымские стихи тоже мифологичны.
В 1934 году сотрудники алупкинского музея записали свыше ста текстов сказок, мифов, преданий, который объединили в сборник «Сказки крымских татар». Сейчас редкие сборники легенд хранятся в краеведческом музее Симферополя. Хороший сборник Александра Тархова вышел в 1998 году в симферопольском издательстве «Реноме», в нем легенды не такие «причесанные», как в советских сборниках, и, кстати, рассказывается о том, кто их собирал. Читать их интереснее, а язык местами кажется странным, но ведь и Крым не всегда был «всесоюзной здравницей», курортом, каким мы знаем его сегодня. В этих рассказах чувствуются те люди, которые и не помышляли ни о каких туристах, строили крепости, путешествовали морем и торговали на рабовладельческих рынках. Такое вот впечатление.
Из собирателей – наших современников – Елена Криштоф. Она родилась в Крыму в 1925 году, преподавала литературу, работала на телевидении, была членом Союза писателей СССР. Криштоф – автор более 30-ти книг, в том числе «Ста рассказов о Крыме» и «Легенд Крыма в пересказе Елены Криштоф». Многие сюжеты легенд ей присылали сами читатели.
Так что читайте легенды и предания Крыма, наслаждайтесь древностью и многообразием этой земли, и пусть вам всегда будет здесь интересно.
Автор: Юлия Самарина