В исторических хрониках этот городок упоминается под названиями Солхат, Кырым и Эски-Кырым. Арабские путешественники сообщали о нем в XIII–XIV веках как об одном из «главнейших городов Азии, с великолепными мечетями, караван-сараями и другими зданиями, достойными удивления».
Турецкий путешественник Эвлия Челеби, который побывал в Крыму в 1666-67 годах писал: «Если я стану описывать все тарихи бессчетных ханов, мечетей соборных и квартальных, бань, текке, медресе и многие сотни тысяч прочих зданий, которые не под силу сотворить роду Адама, то получится сборник тарихов…»
По описаниям, только с внутренней стороны ворот Кырыма находилось 1100 купольных зданий, и они были видны на расстоянии в один фарсах (6–7 км). Строили тогда из мрамора, порфира, здания украшали изразцы с бирюзовой поливой и рубиново-красная черепица.
Предание сохранило воспоминания о мечетях, стены которых были облицованы мрамором, а верх – порфиром. Такими были Амбер Чин-Джами (мечеть Китайской амбры) и Мис-Джами (Мускусная мечеть). Таким образом, Кырым в те времена не уступал средневековым Каиру, Кордове, Афинам или Кашгару. В XIII веке этот совсем небольшой сейчас город был средоточием экономической, политической и культурой жизни Юго-Восточной Европы! Одних ученых, способных решать судебные дела, там проживало около 600, плюс около 300 знаменитостей. Чем не Беверли-Хиллз?
Расцвет города пришелся на время правления одного из самых могущественных, знаменитых и образованных ханов Золотой Орды Мухаммеда Узбек-Хана (1312-1342), который объявил ислам государственной религией и стал ревностным поборником мусульманского права. Еще до Узбека здесь возводили мечети египетско-мамлюкских султанов Бейбарса, Калауна и других. В самом начале правления Узбек-Хана в Старом Крыму была пстроена портально-купольная соборная мечеть 45 на 60 метров, с крышей из ярко-красной черепицы.
В 1454 году центр династии Гираев был перенесен вглубь полуострова. Город перестал быть столицей, и, конечно, это не могло не повлиять на его внешний вид. Шло время, и к началу XIX века все было или разрушено, или вывезено. В 1920-е годы Совнарком организовал археологические экспедиции, которые собрали богатый материал. Второй этап исследований в исторически богатом Старом Крыму в 1978-1997гг. проводил Государственный Эрмитаж. Но реалистическую картину города каким он был в средние века восстановить не удалось. Сейчас вернувшиеся в Старый Крым мусульмане возрождают там духовную и культурную жизнь. И мечеть, и медресе (духовная школа) требуют реставрации.
Старый Крым расположен в 20-ти км западнее Феодосии, рядом с шоссе Симферополь–Керчь. В городе чуть более 10 тысяч жителей. Название Солхат встречается в еврейских, армянских, итальянских и испанских письменных источниках. На китайской карте 1331 года это город Сагила (Солгат). По-тюркски «солхат» означает «левая сторона». Может быть, так называлось селение на левом склоне горы Агармыш? При Екатерине II, когда многие крымские названия менялись на более «античные», и Старый Крым получил имя Левкополь (Белый Город).
В начале XX века Старый Крым любили за провинциальную тишину, светлые дачи и очень солнечную погоду. На всю Россию славилась Старокрымская бальнеологическая лечебница, где можно было принимать ванны с лекарственными травами, которых только в окрестностях городка росло более 220-ти видов. Легочники и сердечники валом валили сюда за коктейлем из воздуха: горного, лесного, степного и морского одновременно! Именно здесь располагалась дача Айвазовского Шейх-Мамай. Здесь любил бывать Паустовский (из письма: «Прямо в Старый Крым. Все то же ощущение сказки»). И наконец, не так уж давно крымский берег превратился в Афганистан, здесь снимали фильм «Девятая рота». О подробностях, касающихся культурной жизни, истории и знатных жителей Солхата, можно узнать, если обратиться в Старокрымский литературно-художественный музей.
Автор: Юлия Самарина
Фото: staryi-krym-van.ucoz.ru