Кто бы что ни говорил о мотивах своего путешествия в Крым сегодня, так же, как и тогда, в начале XIX века, на заре становления Крымского курортного дела, главным притягательным моментом для большинства приезжающих, безусловно, являлось Черное море.
И хотя сегодня чрезвычайная благотворность морских купаний для организма человека уже неоспорима, нужно сказать, что без скептиков когда-то и здесь не обошлось… Так, один из первых путешественников по Крыму В.Броневский (между прочим, в прошлом – морской офицер) в своих записях относился к этому занятию с нескрываемым сарказмом.
И это простительно: русский человек, более привыкший купаться в реках и озерах, соприкасаясь с малоизвестной морской стихией, конечно, требовал на ее освоение определенного исторического времени. Постепенно привыкая, отдыхающая публика, прибывающая по большей частью со среднерусских равнин, местом наилучшего купания с начала считала песчаные пляжи и неглубокое дно близ Евпатории и Феодосии. Купание же на Южном берегу не нравилось многим из за неудобного каменистого берега, а та же из-за значительных опасных глубин.
До 70-х годов XIXв. публика купалась в открытой воде прямо с пляжа, как это делается и сегодня, что вызывало немалую озабоченность блюстителей общественной нравственности (что бы интересно, они сказали, побывав на наших пляжах?..) Раздеваться на берегу до нижнего белья и затем в нем прилюдно купаться считалось дико-патриархальным и достойным всяческого осуждения даже со стороны врачей. С развитием же курортов в употребление стали входить купальни, которые постепенно стали непременным атрибутом любой уважающей себя курортной местности. Это были деревянные павильоны на сваях у самого берега моря, а главной их задачей было скрыть от посторонних глаз и сам момент переодевания, и «откровенный» купальный костюм, и погружение в нем в воду. Купальни, естественно, разделялись на женские и мужские. Желающие искупаться переодевались внутри павильона, затем сходили по специальной лесенке из его нависающей над морем части в воду, а выкупавшись, таким же способом возвращались обратно. Дело это требовало определенной сноровки и было небезопасным – на мокрых и скользких ступенях и мостиках не каждый мог удержаться…
Купальни содержались частными лицами, и с посетителей за их пользование бралась плата. И то, и другое были постоянной темой обсуждения отдыхающих. Турист Д.Соколов заявлял в 1869г.: «В Ялте нет купален хорошо устроенных, впрочем, и в плохих берут хорошую плату: 20 и 25коп., следовательно, купаясь 4 раза в день, надо издерживать 1рубль» (это были значительные деньги). Но постепенно купален становилось все больше и цены на их услуги соответственно падали. В 1902г. приезжие в Ялте могли пользоваться уже четырьмя купальнями по 5-7коп. за сеанс. Также была и бесплатная городская купальня (но в женском отделении купальщицам часто досаждали местные подростки, «бросая палки, ныряя, хватая за ноги и вообще ведя себя непристойно»).
Был у сравнительно небольшой Ялтинской бухты и еще один недостаток, на который так жаловались отдыхающие: «…вода у купален нередко бывает загрязнена отбросами с судов, стоящих в бухте». В тех местах, где купален не было, во избежание близкой встречи представителей разных полов, берег разделялся на специальные сектора. В Коктебеле в начале ХХв. берег, например был разделен на три части – для дам, для мужчин, и для… лошадей. Там, где пляжи были маленькие, как в Алупке и других приморских поселках, до устройства там купален местные власти установили повременное посещение пляжа. Утром купались мужчины, а ближе к середине дня – дамы. Многие посетительницы пляжей были очень недовольны тем, что вынуждены ходить на пляж в самое жаркое время и не могут «принимать утренние морские ванны». Кроме того, на купающихся дам беззастенчиво приходили посмотреть целые группы местных жителей-мужчин.
Как всякий ритуал, купание требовало своего костюма и даже… обуви (особенно в Ялте, где горячие камни очень досаждали купающейся публике). Самая «приличная» пляжная обувь представляла собой подобие верблюжьих носков с тесемками, а самая же распространенная – соломенные сандалии, сильно смахивающие на лапти. Продавались они тут же в купальнях и составляли непременный (весьма комичный на сегодняшний взгляд) атрибут курортных удобств. Один из путешественников К.Жуков явно с удовольствием вспоминал в 1869г.: «Выкупавшись в башмаках, приготовленных по 75коп. за пару сторожем купальни, мы пили чай в садике». Проще всего было в Евпатории: здесь «женщины купались в костюмах, но не в бенлез, изображаемых на картинах bains de mer, трувильских и т.п., но попросту в белье или цветных сорочках. Другие же еще проще – в простынях… Мужчины же купаются без всяких стеснений в костюме Адама» (купались, естественно, на раздельных пляжах). В более многолюдных курортных местах к купальным костюмам предъявлялись более жесткие требования.
По нынешним понятиям купальщица 90-х годов XIXв. представляла собой довольно диковинное зрелище: в длинной шерстяной сорочке без рукавов, с застежками на плечах; волосы, смоченные от перегрева пресной водой, скрыты под клеенчатым чепцом или широкополой соломенной шляпой; на ногах матерчатые или соломенные туфли с веревочной подошвой, а в ушах — вата, смоченная маслом (как рекомендовалось в путеводителях). С ХХв. в обиход стали входить специальные более легкие и изящные купальные костюмы. Дамские – в виде коротких приталенных платьев или панталон до колен, украшенные многочисленными оборками, лентами и кружевами. Мужской костюм был просто «позаимствован» у цирковых атлетов и состоял из хлопчатобумажного трико, обычно в сине-белую или красно-белую полоску. К слову сказать, эти мужские «купальники» не нравились ни самим мужчинам, ни специалистам-врачам. «Всякий костюм для купающегося, — заявлял профессор Ковалевский, — введение вредное, и гораздо лучше купание без всякого костюма; но ввиду решительного запрета купаться в купальнях без костюма приходится подчиниться этому правилу». Некоторые доктора вообще резко выступали против совместных купаний и купальников. По их мнению, близость полов при купании «в наш нервный век, безусловно, нежелательна», так же как и обременение тела в воде тканями.
Так что, как видите, отдых с семьей в те времена на берегу Черного моря был своеобразным: зачастую глава семейства загорал и купался отдельно от собственной супруги с детьми. Встречались и делились впечатлениями уже за обедом. К слову сказать, на пляже находиться долго вообще было не принято, так как загар не приветствовался. Другое дело вечерний променад по набережной или по берегу моря на фоне заходящего и уже безопасного светила. Лишь в Коктебеле у Максимилиана Волошина в его доме, построенном на самом пляже, все лето шла иная жизнь. Из Москвы и Петербурга съезжалась довольно смелая в экспериментах богемная публика, а на купальные костюмы была установлена собственная мода: короткие туники для мужчин (по типу римских) и такие же туники, но с шелковыми шароварами, для женщин. При этом все непременно ходили босиком. У хозяина же дома не только пляжный, но и вообще летний костюм был крайне оригинальным: он предпочитал ходить, как ассирийский жрец, в длинной, ниже колен, рубахе, сандалиях и с полынным венком на голове. Такой образ жизни шокировал не только дачников, отдыхавших неподалеку в Феодосии, но и крестьян из соседней деревушки, но чего еще было ожидать от образованных людей, но называвших себя при этом «племенем обормотов» и горланящих на берегу какие-то вздорные гимны?
В конце концов, в борьбу между сторонниками и противниками купальных костюмов вмешалось государство, решительно став на сторону первых. В 1915г. Ялтинский градоначальник Думбадзе издал специальное и обязательное постановление «О соблюдении благочиния…» в подведомственных городках Южнобережья, где, в частности, говорилось: «Всякое лицо мужского и женского пола, начиная с 10 лет и желающее купаться с берега или из купален, обязано одевать купальный костюм, который вполне бы удовлетворял своему назначению». Следующий пункт воспрещал «лицам, купающимся с берега… оставаться вне воды для отдыха и т.п., если они не имеют на себе носильного платья». Таким образом находиться на пляже можно было только в обычной прогулочной одежде и никак иначе. Впрочем, это не казалось ни крайним, ни деспотичным со стороны местных властей, так как, снова повторюсь, загорать было не в моде, ибо считалось признаком принадлежности к низшему общественному слою (нередко дамы на пляже не только сидели в длинных платьях, широкополых шляпах, но и в тонких перчатках).
Вот какими непривычными и удивительными предстали бы крымские пляжи XIX века сегодняшним курортникам, и наоборот…
Автор: Юлия Самарина