Промыслом Божиим Крымской земле была уготована особая судьба в зарождении христианства и распространении его в северные славянские страны. Древнее предание повествует об апостольской проповеди Андрея Первозванного. Но спустя тридцать лет в Крым пребывает святитель Климент Римский. Некоторые сведения об этом святом известны из самого текста Священного писания. Апостол Павел в послании к Филиппийцам среди своих сподвижников упоминает Климента. Его имя встречается также в свидетельствах II, а также IVвв.
Святой священномученик Климент родился в Риме в семье сенатора из рода Флавиев. В раннем возрасте его постигло несчастье – все члены его семьи были разлучены друг с другом. Сам он был лишен родительской опеки, но по знатности своего происхождения получил хорошее образование. С возрастом Климент осознал потерю своих близких и всегда ходил печален.
Не находя утешения в родных местах, юноша отправляется в путешествие и попадает в Александрию, где слышит проповеди и поучения апостола Варнавы. Он внимает им и просветленный отправляется дальше – в Кесарию (Малую Азию), где встречает апостола Петра. Будучи крещен самим Петром, Климент разделяет с ним все тяготы и лишения, сопутствующие апостольскому подвигу. Из рук того же первоверховного апостола Климент принимает и рукоположение на Римскую кафедру – становится третьим по счету епископом Рима (после Лина и Анаклета) и управляет церковью с 92 по 101 год. Начало его служения совпало как раз с особо жестокими гонениями на христиан. Однако ни физическое уничтожение последователей Иисуса Христа, ни постоянная опасность самому погибнуть от рук гонителей не поколебали твердую веру и крепкое мужество архипастыря.
Он продолжает дело Христово, обращая в христианство многих язычников, в том числе и знатных римлян. Успешные проповеди образованного и благочестивого иерарха не могли не обозлить императора, который принимает решение удалить Климента «на вечную ссылку за море, в какой-нибудь пустынный город из прилежащих Херсонесу». Вместе со своим архипастырем в далекие земли поехали и многие христиане, решившие, что лучше жить с пастырем в изгнании, чем остаться без него на свободе.
Когда святитель-исповедник прибыл в Херсонес, то его встретило около двух тысяч христиан, ранее сосланных в эти места, где эти несчастные должны были тяжко работать, добывая камень для строительства зданий империи. Они пожаловались Клименту на горькую жизнь на чужбине, но особенно на недостаток воды. Чтобы утолить жажду после тяжкого дневного труда, нужно было далеко идти к воде. После искренней и дерзновенной молитвы Климента Господь извел из камня источник вкусной и чистой воды. Слух об этом распространился по всей округе. Люди приходили, чтобы увидеть чудесный источник и услышать евангельское благовестие из уст ученика самих апостолов. Многие тут же крестились в водах Климентовского источника.
Святая жизнь Климента, его чудеса и проповеди привели к тому, что бывали дни, когда ежедневно крестилось до сотни человек. Года не прошло со времени прибытия в Крым Св.Климента, а его самоотверженными трудами значительно увеличилось число последователей Христа, которыми по всему побережью Крыма ниспровергались идолы языческих богов, разорялись капища и строились храмы во славу Живого Истинного Бога. Есть данные, по которым в Крыму руками святого изгнанника было построено около 75 церквей! При этом нужно, конечно, учесть, что в первые века существования христианства внешнее и внутреннее убранство храмов было очень скромным, и всего лишь выдолбленная в скале пещера с вытесанным из камня престолом уже считалась храмом, но и в нем, как и в любом другом храме, совершалось главное – служба Богу.
Сегодня близ Севастопольской бухты на вершине горного выступа видны остатки старинной крепости Каламита и пещерного города Инкермана, а у подножия горы приютился монастырь, возникший из пещерного храма. Та древняя церковь и была некогда иссечена в скале самим святителем Климентом Римским. Эта пещерная церковь имеет два придела: во имя апостола Андрея и св.Мартина исповедника – и является фактически старейшим храмом не только в Крыму, но и на Руси.
Вскоре молва об успешной миссионерской деятельности святителя Климента дошла до императора Траяна, и разгневанный цезарь послал своего игемона Авфидиана с приказанием пресечь дельнейшее распространение христианства в Крымской колонии. Прибывший на место мучитель подверг христиан различным пыткам, но понял, что здесь действительно очень многие уверовали во Христа и готовы ради него на любые мучения. Тогда вся злоба Авфридиана обрушилась на главного, по его мнению, виновника событий – святителя Климента. 25 ноября 101 года он претерпел жестокие унижения и поругания. Связанного по рукам и ногам, его с ругательствами таскали по улицам Херсонеса, а затем, привязав на шею якорь, бросили в море (чтобы тело его не досталось христианам для почитания и поклонения). Среди свидетелей кончины священномученика были и ближайшие его ученики Корнилий и Фив. Ярость гонителей повергла честные его останки в морскую пучину, но Промысел божий судил иначе: море отступило и обнажило скалу в виде храма, где почивали мощи священномученика.
Ученикам Корнилию и Фиву было откровение не переносить мощи святого, а оставить все, как есть. «И каждое годовое круговращение ко времени кончины мученика море отступает на 7 дней, открывая доступ для приходящих к мощам пешком. И это с того дня совершается и поныне, обозначая во всенародное известие срок памяти святого… Там на память мученика совершаются знамения и чудеса, руководящие всех к познанию и ясно направляющие к истине» — так записано в одной греческой рукописи XII-XIIIвв. Многие достоверные письменные источники, как греческие, славянские, так и западные, свидетельствуют о том, что мощи священномученика Климента покоились на небольшом островке в нынешней казачьей бухте, в небольшой пещерной церкви, построенной «руками ангельскими». Но ко времени прибытия в Крым равноапостольных учителей Кирилла и Мефодия, направляющихся на проповедь к хазарам, море уже более пятидесяти лет не отступало, чтобы открыть доступ к гробнице святителя. Святые братья чудесным образом обрели святые мощи Климента Римского и перенесли их на сушу в храм святых апостолов (краткий рассказ об этом событии помещен в восьмой главе жития Св.Кирилла).
Следует добавить, что в 1890г. при раскопках на островке в Казачьей бухте был действительно обнаружен маленький храм, а расположение острова и то обстоятельство, что тот часто заливается морскими волнами, вполне согласуется с данными, которые содержатся в письменных источниках, рассказывающих о мощах святителя Климента. Обнаруженный археологами храм в Казачьей бухте, по-видимому, и есть то место, где некогда были мощи святого и где они были обретены Кириллом и Мефодием. Обретение мощей имело важнейшие последствия. Часть их святые братья взяли с собой, и прибыв в 866г. в Рим, передали святыню папе римскому Адриану II, который торжественно поместил ее в храме Св.Марии.
Далее в «Повести временных лет» рассказано о дальнейшей судьбе мощей Св.Климента следующее: после крещения в Херсонесе князь «Владимир взял царицу и Анастаса, и священников Корсунских (так славяне называли Херсонес) с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял сосуды церковные и иконы на благословение себе». Где находится основная часть мощей, на сегодняшний день неизвестно. Но после восстановления в начале 90-х годов ХХв. Свято-Климентского Инкерманского монастыря (у Севастополя), по благословлению Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, частица мощей Святителя Климента была передана из Киево-Печерской Лавры в новоотрытую обитель. А немного раньше, в 1992г., частица мощей того же святого была передана в Свято-Никольский храм Севастополя. Таким образом, крымские православные вновь обрели небесного заступника и молитвенника в лице Святого священномученика Климента Римского, что подтверждается присутствием его честных останков снова на том самом месте, где святой страдалец предал свою чистую и непорочную душу Богу.
Автор: Юлия Самарина