Этот монастырь – одна из самых известных православных святынь в Крыму. Он находится примерно в 20 км от Алушты, у подножия Чатыр-Дага, в горной котловине между Бабуганом и Синабдагом, где даже в самый разгар лета солнце восходит на два часа позже, а садится на два часа раньше (зимой же светило и вовсе редко показывается в ущелье).
Вековые деревья с узловатыми корнями, вырвавшимися из-под земли; мощные подпорные стены, старинная каменная часовня и святой источник – вот уже более 1700 лет дающий свою целебную воду людям. Издавна приходили к нему «…и старые и малые, без различий вероисповеданий и религий – русские и греки, католики, лютеране, татары, караимы, евреи… Все шли к источнику с верою и надеждой получить исцеление от своих недугов – телесных и душевных». По преданию этот источник «извели из скалы» Святые мученики братья Косьма и Дамиан. И здесь они были убиты человеческой завистью и злобой.
Родились и жили братья в Греции близ Рима примерно во второй половине IIIв. Изучали врачебное искусство у одного известного эскулапа, а когда обучились, стали лечить людей бесплатно, с одной только просьбой к своим пациентам – поверить в Иисуса Христа. Их так и назвали – бессребренники. В конце концов за свои проповеди братья были приведены на суд императора Кариана (по другим сведениям – Диоклетиана), однако, исцелив его от болезни, были отпущены, но, чтобы далее не смущать порядок в городе, сосланы в Крым.
Здесь Косьму и Дамиана и нашел их бывший учитель – человек жестокий и завистливый, которому не давала покоя слава его учеников, превзошедших его и известных даже на окраинах империи. Под предлогом сбора трав он увлек их в горы и убил. Это случилось примерно в 284 году. Прошло много лет, прежде чем произошел случай, сделавший это тайное злодеяние явным. Один из жителей горного селения решил избавиться от своей жены: увел ее в лес, ослепил и оставил там бродить в темноте на верную гибель. Несчастная женщина собралась умирать, когда к ней явились два человека и, сказав, что они врачи-братья, подвели к какому-то источнику с водой и умыли. И свершилось чудо – к женщина стала видеть. Возвратившись в свою деревню, она рассказала всем о случившемся. Есть и другая легенда, о прокаженном пастухе, уснувшем неподалеку от источника и увидевшем сон, в котором ему явились братья-целители с нимбами над головами и, объявив, что они Косьма и Дамиан, приказали омыться в источнике. Исцелившемуся тут же пастуху было велено приходить сюда каждый год 1 июля (14 июля по новому стилю) для омовения, а также приводить с собой других страждущих. И стали люди приходить и исцеляться… Позднее здесь был построен храм в честь Святых братьев-бессребреников Косьмы и Дамиана.
Но это произошло не скоро. В 20-х годах XIXв. на средства графини Софьи Потоцкой у источника был построен деревянный флигель для пристанища паломников, а в 50-х годах одним исцелившимся симферопольским купцом был поставлен сруб с образами Косьмы и Дамиана. Возникновение же православного монастыря в честь этих святых связано с архиепископом Херсонским и Таврическим Иннокентием (в миру — И.А.Борисовым, 1800-1857гг.) – известным богословом и проповедником. «Русским Златоустом» величали его современники… Очень жаль, что ныне в Крыму почти никто о нем не знает, хотя именно им было основано у нас очень много храмов. Архиепископ Иннокентий очень любил горный Крым и всегда мечтал, чтобы он стал вторым Афоном. По его личному ходатайству Императором было выделено «4 десятины казенных земель под монастырь». Сам же он не дождался окончания строительства Косьмодамиановского монастыря всего каких-то 3,5 месяца — почил в мае 1857г., а к сентябрю монастырь был официально открыт.
Несколько лет назад Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий был причислен к лику Святых. В дальнейшем обитель фактически создавалась и благоустраивалась подвижническим трудом монастырской братии, ведь на 10 верст кругом не было никакого жилья. Монахи сами прокладывали дороги для богомольцев (а что такое проложить дорогу в горном лесу!), очищали от валунов переезды через речку Альму, сооружали гати из валежника в топких местах. Средств от казны монастырь не получал. Подспорьем были лишь скромные приношения от богомольцев в летние месяцы. Однако настойчивым трудом монахов была построена в 1869г. деревянная церковь во имя Св. Косьмы и Дамиана, а неподалеку от нее в 1874г. возведена еще одна – во имя Преображения Господня.
Так, постепенно, монастырь расстраивался: появились настоятельский корпус, три корпуса для братии, корпус для наемных людей, для посетителей, трапезная, мастерские, амбар, баня, кузница, конюшня, лавка для продажи книг и церковной утвари. Но и тогда доходы были невелики: свечные, пожертвования, а также небольшой процент с капитала, положенного в симферопольский банк. С самого первого дня и последующие 19 лет настоятелем монастыря был иеромонах Макарий, оставивший после себя добрую память. Он был молчалив, суров, но справедлив и милостив. В приеме никому не отказывал, но, как правило, в таких условиях оставались лишь самые трудолюбивые. Сам же Макарий никого не заставлял, всегда лишь немногословным своим примером показывая, что надо делать сегодня: берет топор в руки – значит, в лес все идут; возьмет лопату – всем дорогу ровнять, а не хочешь, так и не иди, но найди себе занятие сам. В дни храмовых праздников 29 июня, 1 июля и 6 августа (по старому стилю) в монастырь стекались толпы паломников из Симферополя, Южнобережья и других районов Крыма. Приезжали целыми семьями татары, привозя своих больных, чтобы окунуть их в чудо-источник, который называли по своему – Савлук-Су («здоровая вода»).
В 1878г. монастырь дважды посетил цесаревич Александр (будущий Император Александр III). Тогда же поблизости был построен специально для царской семьи охотничий домик («Бешуйские лесные дачи»). В 1880г. Александр снова приехал сюда, уже вместе со своей супругой Марией Федоровной, а потом записал в дневнике: «эти дни, с 14 по 18 октября, проведенные в горах, были лучшими воспоминаниями всего нашего пребывания в Крыму». И потом, в каждый свой приезд в Крым, августейшее семейство приезжало к святому источнику. Бывал здесь и Николай II. В Воронцовском (Алупкинском) дворце и поныне хранится альбом фотографий Косьмо-Дамиановской обители, поднесенный в те годы императрице Марии Федоровне. В 1899г. по воле Господа и по указанию Св.Синода монастырь был преобразован в женский и первой его настоятельницей была назначена игуменья Варсонофия.
После того, как в Крым пришла советская власть, специальным постановлением в 1923г. монастырь был упразднен, а все строения переданы Крымгосзаповеднику. Бывшим монахиням разрешили остаться и создать сельхозартель, но ненадолго: в скорости, под предлогом расширения заповедника, от «нежелательных элементов» все же избавились (какова была их дальнейшая судьба – неизвестно). Сам монастырь стал постепенно разрушаться, а немцы во время Великой Отечественной войны довершили разрушение. К нашему времени сохранилась лишь каменная часовня и подпорная стена, в 1905г. устроенная для укрепления террасы со стоящей на ней церковью Св.бессребренников Косьмы и Дамиана. Нужно сказать, что даже в советские времена православные не забывали своих святых мест и каждый год 14 июля (по новому стилю) приходили к святому источнику попросить исцеления у вновь гонимых братьев. Загадка же целебной воды не давала покоя местным властям. Партийное начальство, чтобы «развенчать» чудо, даже как-то приказало отыскать серебряные трубы, якобы когда-то проложенные монахами, расшатывающими атеистическую платформу совграждан. Никаких труб, конечно, не нашли. К слову сказать, действительно, в воде Косьмодамиановского источника содержится необычайно много серебра, хотя в крымских недрах этот металл не обнаружен.
Наконец, 26 апреля 1994г. был подписан акт «О передаче Симферопольскому и Крымскому епархиальному управлению здания часовни бывшего КосьмоДамиановского монастыря с источником и его бывшим земельным участком». В том же году 14 июля, в день памяти Святых чудотворцев-бессребреников Митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем была отслужена в часовне над источником праздничная литургия. Монастырь стал возрождаться. В него даже вернулись некоторые святыни: икона с частицей мощей святых братьев, а также икона Иерусалимской Божьей Матери, написанная специально для обители на Афоне (недавно эта икона сама собой осветлилась). И хотя сегодня глазам современных паломников предстает иная картина, нежели 70-80 лет назад, но уже есть надежда, что нынешние монахи своими стараниями и паломники своими пожертвованиями вдохнут в него прежнюю жизнь. Несмотря на сегодняшние весьма суровые условия жизни в тех местах, несколько монахов-послушников во главе с настоятелем живут в обители постоянно. Говорят, что «монастырь не в стенах, но в тебе самом»… Но есть и в самих этих местах что-то особенное и какая-то благодатная сила разлита в воздухе. А уж паломников здесь бывает теперь очень много. По словам самих монахов, в летние месяцы до 200 человек в день, а в престольные праздники – до 6 тысяч!
Нынешний настоятель монастыря отец Никанор – бывший инженер-атомщик. С 1987 по 1992гг. работал на Чернобыльской АЭС. Участвовал в ликвидации последствий катастрофы. Когда лежал в клинике в Москве, лечащий врач посоветовал: хочешь жить – бегай по горам. «Вот с тех пор и бегаю» — улыбаясь, говорит отец Никанор. Среди монахов-послушников есть дирижер, ботаник, дипломат, артист цирка… Пути Господни неисповедимы! Совсем молодой парень, окончивший университет и успешно служивший в Министерстве иностранных дел Белоруссии, решил съездить в Грецию, на Святую гору Афон. Поехал, но когда оказалось, что шансов попасть туда у него практически нет (нужно было заранее оформлять специальное разрешение – визу), обратился к Господу за помощью, при этом дал обет: если Господь его пустит на Афон – то станет монахом. Парня на Святую гору пустили. И обет он свой исполнил. Теперь его обитель здесь, в монастыре святых Косьмы и Дамиана, а места у Чатыр-Дага очень напоминают, по его словам, сам Афон. Другой послушник в мирской жизни был известным дирижером (работал в Национальном симфоническом оркестре Украины), жил в Одессе, Киеве, Берлине, Сеуле. И вот как раз в Сеуле (Южной Корее), в 1999г. так сложилось, что он поселился неподалеку от православного храма, в котором была большая библиотека. Стал читать православные книги, и творения святых отцов церкви произвели на дирижера такое сильное впечатление, что вся его жизнь в миру показалась ненастоящей, то есть не стоящей, суетной, и он всей душой обратился к церкви. Так что и этот бывший дирижер тоже теперь в Косьмодамиановской обители в послушниках. Одно из его послушаний – приготовление трапезы для братии и с Божьей помощью он с этим делом справляется, хотя, как он сам признается, ничем подобным сроду не занимался и ничего тяжелее дирижерской палочки и кошелька, в руках не держал.
Вот какие монахи вас встретят в тех благословенных местах. Попасть же теперь туда совсем не сложно. В каждом городе Крыма туристические агентства предлагают всем желающим паломнические поездки по монастырям: и в Косьмодамиановский монастырь, и в Топловский Троице-Параскевиевский женский монастырь, что по дороге на Белогорск; в Кызылташский мужской монастырь Св.Стефана Сурожского под Судаком; в Инкерманский Свято-Климентьевский мужской монастырь под Севастополем; в Свято-Гергиевский монастырь неподалеку от мыса Фиолент и, наконец, в Крымский Афон – Свято-Успенский пещерный мужской монастырь под Бахчисараем близ Чуфут-Кале. Только, пожалуйста, не забывайте, что в святые места нужно и вести себя скромно, и одеваться соответственно. Обязательно брать с собой женщинам и девочкам косынки на голову и юбки подлиннее, а также длинные сорочки для омовений в купелях-источниках. Хорошо также взять с собой емкости, в которые вы наверняка захотите набрать святой воды из источников. Не помешают, конечно, и лишние деньги или продукты для пожертвования монахам, которые не только строят разрушенное, но и непрестанно молятся за всех нас, грешных…
Автор: Юлия Самарина