Одним из самых видных зданий в Евпатории является внушительный по своим размерам и величественный по очертаниям – православный Собор Святого Николая Чудотворца – любимейшего святого русского народа, а также покровителя мореплавания и торговли, что всегда придавало особую значимость его почитанию в портовых городах, каким являлась и является Евпатория. Имя Св.Николая Чудотворца связано, как известно с Малой Азией, где Святой Николай был в первой половине IVв. епископом г.Мира в Ликии (на территории современной Турции), отчего и называют его также Св.Николаем Мирликийским.
Храм Св.Николая, без всякого сомнения, визуальная доминанта исторической части города, состоящей в основном из одно- и двухэтажных строений, находится в районе старой набережной, на которой также расположились мечеть Хан-Джами, а неподалеку — греческая церковь Святого Ильи Пророка. Севернее собора возрождается сегодня еще один православный храм – армянская церковь.
Сначала на этом месте в 1806г. греками была построена Николаевская церковь, и, как предполагают археологи, скорее всего она возникла не на пустом месте, а на месте более древнего христианского храма. Эта церковь сильно пострадала в годы оккупации Евпатории во время Крымской войны 1853/56гг. Кроме того, она была небольшой по размеру и, если в начале века греческая община составляла всего около 200 семей, то к концу XIXв. в городе православных верующих было уже около 7тыс. (греков, русских, украинцев) и церковь просто не могла всех вместить. Поэтому по инициативе благочинного протоиерея Якова Чепурина в 1891г. начинается сбор пожертвований на строительство большого нового храма. Отозвались многие: от частных лиц и организаций поступило 22тыс.рублей; от прихожан — 27,5тыс.; от городской и земской Управ — 32тыс. Сам Император Александр III из государственной казны выделил 36тыс. рублей! И вот 11июня 1893г., рядом с Николаевской церковью преосвященным Мартинианом, епископом Симферопольским и Таврическим, протоиереем Я.Чепуриным и священником Ф.Туровским закладывается большой Свято-Николаевский соборный храм в память освобождения города от англо-франко-турецких войск и в честь победы русского оружия на Балканах. А греческая община уступает это место русской православной общине в знак признательности за помощь в обретении независимости своей исторической Родины – Греции.
Пока шло строительство, службы продолжалась в старой церкви, и на открытках конца XIXв. еще можно увидеть оба храма вместе. Лишь после окончания всех работ и освящения нового храма 16 февраля 1899г. преосвященным Никоном, епископом Вольским, старый храм разбирают. С тех пор во дворе, за алтарем собора, стоит памятник-крест, воздвигнутый на месте престола той старой греческой церкви. Грекам же было выделено новое место для постройки церкви – ниже по набережной, где позднее появилась и стоит и сегодня церковь Святого Ильи.
Собор Святого Николая (на 2 тысячи верующих) был спроектирован известным зодчим, архитектором из Одессы, А.И.Бернардацци, перед которым стояла довольно сложная задача — на небольшом пространстве построить величественный храм (тем более что стоявшая рядом и славившаяся своей красотой мечеть Хан-Джами, как бы звала к состязанию). За основу архитектурной композиции будущего храма архитектор взял традиционные формы византийского зодчества, поэтому Свято-Николаевский собор считают подобием собора Святой Софии в Константинополе, древней столице Византии (ныне – Стамбул).
В архитектурном отношении эта сооружение является весьма оригинальным и смелым: в нем нет традиционных пилонов, несущих на себе основную тяжесть огромного купола, диаметр которого 18м, а вес – 157т. Расчеты инженера В.А.Геринека, также осуществлявшего весь технический надзор за строительством, по тем временам были новшеством. И если сам храм в плане восьмигранный, то в верхней части купола число его граней удваивается до 16, а в каждой из них прорезано световое окно. Восемь малых куполов, прилегающих к основному зданию, фактически держат на себе весь большой купол, являясь его своеобразными контрфорсами. Первоначальная роспись храма была очень строга и проста, так как предполагалось, что именно его архитектурная форма должна нести основную эмоциональную нагрузку.
Позже интерьер был значительно дополнен в лучших традициях православной росписи: яркая отделка охватила практически все внутреннее пространство, включая притворы, а в самом верху, в сфере купола, воспарил Образ Вседержителя. Вся роспись купола, сводов, стен и лики святых на холсте были выполнены преподавателями местных гимназий В.Соколовым и С.Строевым. В храме имеется два придела: центральный во имя Святого Николая Мирликийского Чудотворца, справа от него – придел Святого Князя Александра Невского, защитника земли русской (именно в нем хранились русские хоругви времен Крымской войны и сюда же была перенесена икона Св.Александра Невского из часовни, выстроенной в память об Александре II, которая, к сожалению, не сохранилась). В конце апсиды по сторонам его лика изображены Ольга Равноапостольная и Св.Князь Владимир, крестивший в конце Хв. Русь. Левый малый придел посвящен апостолу Иакову Заведееву, по сторонам которого лики Св.Иакова, брата Господня, и апостола Андрея Первозванного, с проповедями которого связано первоначальное распространение христианства в Крыму и в Скифской Руси. Иконостас заказывали флорентийскому резчику Ваннуки. Бронзовые с позолотой и серебрением кресты для куполов был изготовлен в Одессе художником-скульптором Б.В.Эдуардсом, а медный колокол был отлит в Ростове-на-Дону. Только все это, к большому сожалению, кануло во времена советской смуты. В настоящее время собор украшают три вида крестов: георгиевские — на ограде, олицетворяющие воинскую доблесть павших; византийские – на колоннах, в память о походе на Константинополь в 1878г., и русские православные кресты – на двух куполах.
16 мая 1916г. собор посетило августейшее семейство Российского Императора Николая II. В храме был отслужен молебен с провозглашением многолетия царскому дому и русскому воинству. Фрейлина Императрицы А.Вырубова вспоминала, что встреча в Евпатории была одной из самых красивых: «Вся площадь перед собором – один сплошной ковер розанов. И все это залито южным солнцем…» Это был последний православный храм в Крыму, а Евпатория – последний город Таврической губернии, где ступала нога царя Николая II. После этого Государь отправился в ставку и больше уже никогда в Крым не вернулся (в августе 1938г. Второй Всезаграничный Церковный Собор среди русских в Сербии причислил всю царскую семью к лику православных святых). Долгие годы Свято-Николаевский собор был первым в Крыму по высоте, площади и возможности вместить верующих. Сейчас, как и в конце XIXв., он снова стал вторым после собора Святого Князя Владимира в Херсонесе, не так давно отреставрированного. Добавлю лишь, что особые дни для этого храма – празднования святителю Николаю, которые совершаются 22 мая и 19 декабря.
Церковь Святого Ильи (празднование – 2 августа).
Сразу после освящения Никольского собора в 1899г. был поставлен вопрос о сооружении церкви для греческой общины города Евпатории. Доводов в пользу этого было несколько: во-первых, на месте их старой церкви был сооружен собор, во-вторых, греков в городе было достаточно много и, в-третьих, – они плохо понимали богослужение на церковнославянском языке. Новый храм предполагалось строить неподалеку от собора Св.Николая, на берегу моря, в тогда еще новой части города, для чего Городская Дума выделяет место в 600кв.саженей и срок в два года для обустройства этого места. Церковь планировалось строить на пожертвования прихожан, но все же их не хватало. Тогда по ходатайству городского головы С.Э.Дувана из городских средств было выделено 5тыс. рублей. Кстати, за это городской голова был даже награжден королем Греции Крестом Св.Спасителя и, весьма польщенный, пожертвовал также от себя лично 400руб., а также бронзовую люстру ценою в 500руб. Кроме того, евпаторийский мещанин А.Николаиди дал ссуду в 25тыс. рублей (как можно догадаться – заем этот впоследствии стал безвозмездным даром). Между тем строительные работы начались лишь летом 1911г. и были завершены через 7 лет.
Храм, посвященный одному из величайших пророков Ветхого завета, жившему еще за 9 веков до Рождества Христова, Святому Илие, был освящен 30 июня 1918 года, а первым его настоятелем был батюшка Елизарий Спиридонов – известный ученый, знаток Византии, сумевший «продержаться» до 1937 года, когда все же был сослан в сталинские лагеря, из которых уже не вернулся. Сегодня в храме есть икона Св.Елеазария, причисленного к святым за подвиг мученичества во имя православия. Также в его честь названа одна из улиц города.
В архитектурном отношении церковь Св.Ильи – типичная греко-византийская крестово-купольная постройка, строго ориентированная по сторонам света. Над основным объемом здания поднимается купол на высоком восьмиграннике и трехъярусная колокольня. Постройка возведена из местного камня-ракушечника, причем такого плотного, что когда в нее во время войны попал 112мм снаряд, то смог оставить лишь небольшую выбоину (ее можно увидеть и сегодня на юго-восточной части здания). Церковь небольшая, но очень уютная и светлая: через окна купола льется ровный свет; на юг и на север смотрят большие тройные окна с витражами, через которые солнце очень красиво озаряет убранство храма.
Вся роспись храм Святого Ильи новая и сделана с большой любовью и мастерством. Сразу обращает на себя внимание великолепный, выточенный из дерева, иконостас с ангелами, позолоченными вратами и ликами святых. Словно парят в воздухе люстры со светильниками в виде свечей. Даже не верится, что еще, каких-то 13 лет назад практически ничего этого не было… Осиротевшую без отца Елеазария церковь после войны превратили в спортзал общества «Динамо», сокрушив все внутри и тщательно закрасив краской лики святых. В 60-х хотели вообще снести, но разобрали только колокольню. В 1993г. храм Св.Ильи (вернее, то что от него осталось) вернули православным христианам.
С первого дня служит в нем настоятелем батюшка Георгий Куницын, благодаря неустанной деятельности которого храм полностью преобразился внутри, а к 2000г. была восстановлена колокольня (причем сделана она так мастерски, из того же желтого резного камня, что по стилю ее невозможно отличить от остального здания). Вокруг – небольшой садик, в котором с весны и до самой зимы цветут чудесные цветы, а рядом стоят удобные скамеечки для тех, кто хочет посидеть рядом с храмом. Эту церковь в городе очень полюбили, и на воскресных службах можно увидеть очень много детей, которых привели или принесли многие горожане и приезжие к причастию. Может быть оттого, что здесь для ребенка все так ярко и красиво; может быть, потому что неподалеку когда-то стояла детская церковь; может быть в связи с тем, что при храме создана усилиями отца Георгия и матушки Елены (совместно с греческой общиной «Элефтерия») воскресная школа и Центр духовного просвещения имени священномученика Елеазария Спиридонова…
Кстати, учащиеся этой школы ежегодно совершают паломничества под Бахчисарай, в те места, где когда-то, в одной из деревень, начинал свой путь молодой священник Елиазарий. Не удивительно ли, что там же возвышается гора Святого Ильи Пророка, где среди древних замшелых каменных плит — купель-источник со святой водой? А рядом — точная копия евпаторийского храма Св.Ильи, построенная уже в наше время на месте когда-то сожженной немцами во время войны греческой деревни Лаки (за связь с партизанами). Она находится при монастыре Св.апостола-евангелиста Луки. Путь к монастырю ведет в гору и равен примерно 20км, но если детей этот путь не пугает, то нам, взрослым, также представляется вполне возможным там побывать. Так что приглашаю всех в Крым не только к морю, к солнцу, на пляжи, но и за духовной благодатью.
Автор: Юлия Самарина