Не советские секреты сегодня привлекают людей в урочище Кизил-Таш (в переводе с тюркского это слово означает «красный камень», и скалы вокруг там действительно красного цвета), а древний грот со святой водой и возрождающийся православный монастырь…
Эти места, затерявшиеся в лесах между Судаком и Коктебелем, пожалуй, только местные до сих пор и знают, ибо начиная с послевоенного времени колючая проволока и сверхсекретность во всем окружали и тех и других словно прочный кокон (местные жители даже своих родственников могли видеть лишь по спецприглашению). Но вовсе не бывшие советские секреты сегодня привлекают людей в урочище Кизил-Таш (в переводе с тюркского это слово означает «красный камень», и скалы там действительно красного цвета), а древний грот со святой водой и возрождающийся православный монастырь…
История этого места берет начало еще в VIIIв. от Рождества Христова. Внизу у моря в живописной бухте в те поры шумел торговой жизнью богатый и красивый город и порт Сурож (ныне это курортный городок Судак с остатками крепости на холме). И хотя было тогда в Суроже еще не так много христиан, но храмы уже были, были и служители в них, а главным был епископ, которого назначала Византия. И вот, когда сурожский епископ оставил свой пост в связи с кончиной, горожане отправили посланцев в Царьград (Константинополь, а позднее – Стамбул) за новым главой церкви. Пока Патриарх Герман размышлял, кого бы назначить, явился ему ангел и повелел для этой цели найти благочестивого монаха и затворника Стефана – добронравного, смиренного, но также и весьма грамотного и мудрого человека. До того, как затвориться от всех в молитвах и воздержании, он обучался с юности многим наукам в столице и весьма преуспел в них. Явился ангел так же и к самому монаху и сказал: «Я ангел Господень, послан от Спаса Христа возвестить тебе радость и повелеть идти в град Сурож научать людей вере Христовой; утром пришлет за тобою патриарх и, посвятив, пошлет тебя туда архиепископом, ты же не ослушайся его, чтобы не прогневить Бога». И отправился новый архиепископ Сурожский Стефан на корабле к берегам Тавриды. Не только проповедями, но и своей праведной жизнью смог Стефан за пять лет убедить окреститься почти всех жителей Сурожа и его окрестностей.
А в это время в Византии Лев Исаврянин начинает борьбу с иконами и всеми христианами, кто их почитает – кого убивают, а многих ссылают. Отправили от него и в Сурож строжайшее повеление: не поклонялся иконам и кресту, на что Стефан Сурожский твердо ответил: «Не будет этого, не позволю народу моему отступить от закона Христова и сам все претерплю за иконы и крест Господень!». Схватили Стефана, мучили, истязали, а затем бросили в темницу. Только через несколько лет сын умершего Льва Константин Копроним освободил Стефана, и не только освободил и наградил за все мытарства, но и снова назначил его архиепископом в Сурож, где затем тот управлял делами верующих уже до самой своей кончины, совершившейся 15 декабря 750 г. Стефана Сурожского погребли в Софийском соборе города Сурожа (собор этот впоследствии был обращен в мечеть, а мощи св. Стефана сокрыты верующими от поругания врагов христианства, но в настоящее время, увы, неизвестно, где они находятся). Возле мощей его Господь творил тогда многие чудеса: люди исцелялись от своих недугов и даже слепые прозревали…
Но вернемся в Кизилташское ущелье. Рассказывают, что именно в этих сокровенных местах, у подножия красных скал, любил уединяться и молиться сам Св.Стефан Сурожский (возможно, это было в самом гроте, а возможно, что там специально был построен храм…).
Но постепенно, с годами, эти тропы заросли и только уже в XIXв., в 1825 году, случилось в этих местах одно удивительное событие, повлекшее за собой их возрождение как несомненно святых мест. Рассказывают, что тем летом один татарин, местный житель, пас поблизости овец и решил спрятаться от надвигавшейся непогоды в старом гроте. И вот в глубине его, в озерце небольшого источника он увидел вдруг чудо – икону Богородицы! Пастух взял ее и отнес греческому купцу, который в свою очередь передал ее феодосийскому протоиерею Иосифу. Икона была оправлена в серебро и поставлена в церкви Св.Стефана Сурожского (в настоящее время местонахождение ее неизвестно…). А тогда молва о чудесном обретении иконы Пресвятой Богородицы мгновенно облетела весь полуостров, и потянулись к святому месту православные. Особенно много паломников собиралось с тех пор в Кизилташском урочище в день Успения Божьей Матери (15 августа) – в этот день приходили священники из Судака и прямо в гроте служили литургию.
Сначала в соседней пещере поселилась одна болгарская девушка-христианка Константина (та самая, которая потом в урочище Топлы основала известный и по сей день Троице-Параскевиевский женский монастырь). Затем ее место заняли два странника-богомольца – Андроним и Пантелеймон. Они-то фактически и стали первыми монахами будущего мужского монастыря. Своими силами построили себе очень скромное жилище и такую же глинобитную церквушку (ее уже в 1856г. освятили во имя Св.Стефана Сурожского). Но Андроним, говорят, через какое-то время отбыл на Афон, а Пантелеймон так и жил в монастыре до конца своих дней. Источник, в котором была обретена икона Божьей Матери, стали почитать святым. И действительно, по многочисленным свидетельствам тех лет, той водой исцелялись многие, страдавшие болезнями глаз, глухотой, нервными недугами. Многие страждущие с больными руками и ногами пользовали себя также грязью со дна небольшого болотца, находящегося чуть ниже источника, и настолько удачно, что монахам в конце концов пришлось даже построить для этих целей небольшое сооружение – фактически первую грязелечебницу в Крыму.
В 1853г. эти места посетил архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий, неустанным попечением которого были восстановлены многие и многие храмы и монастыри в Крыму. Кизилташу также он дал свое благословение и с 1856г. здесь во имя Св.Стефана Сурожского стал возводиться мужской монастырь. Настоятелем его был назначен игумен Парфений – очень хороший священник и достойный человек, до этого служивший при Балаклавском Георгиевском монастыре.
Во время Крымской войны, как и почти все иеромонахи монастыря, он был приписан к одному из кораблей черноморского флота, где, не боясь ни пуль, ни ядер, помогал раненым, причащал умирающих и отпевал погибших. За смелость и мужество о.Парфений был даже награжден медалью и наперсным крестом. Кроме того, во флоте с успехом пользовались его техническими изобретениями. Как всесторонне грамотный и умный человек отец Парфений многое умел сам, многому мог научить, но и многого требовал. Сам не любил праздности и лени и не терпел этого в других. За несколько лет Кизилташский монастырь стало буквально не узнать: из нескольких мазанок он превратился в целый скит с храмами, двумя гостиницами для паломников, кельями для монахов, всевозможными службами, со своей мельницей и хлебным полем, огородами и виноградниками, со своими коровами и лошадьми. Монахи и послушники под неустанным руководством игумена Парфения от зари до зари прокладывали дороги для паломников к монастырю, копали колодцы, обжигали кирпичи, тесали камень, растили хлеб и плоды.
Но постоянно докучали обители несколько татар из соседней деревушки Таракташ. Конечно, не все, но среди многих людей найдутся и нерадивые… Не раз писал отец Парфений жалобы на то, что татарами злоумышленно истребляется вокруг обители лес, а также замечено неоднократное и откровенное воровство в монастырских пределах. В конце концов, осенью 1866г. произошло это ужасное событие – настоятеля Кизилташского монастыря игумена Парфения на одной из лесных троп, когда он возвращался из ближайшего имения, куда ездил по делам, убили. По словам свидетелей, случайно видевших это страшное преступление, его не только застрелили, но, чтобы замести следы преступления, еще и сожгли. Но преступников изобличили, найдя место преступления, а после окончания следствия предали суду и публично повесили на главной площади в Феодосии – их было трое из деревни Таракташ (ныне с.Дачное), четвертого же сослали на каторгу. И вот что удивительно: тогда, ужасаясь произошедшему, многие жители татарской деревни помогали следствию, а в наше время, наоборот – в тех местах не так давно татары поставили памятник убийцам, представив их теперь чуть ли не народными мучениками, неправедно казненными русским самодержавием.
Да что говорить, если в советское время нашлись даже среди наших соотечественников такие, которые, пытаясь очернить имя убиенного отца Парфения, придумывали несусветные легенды о том, что он якобы бежал с деньгами за границу… Советские времена, известное дело, коснулись и самой обители. Какой уже там после 20-х годов мог быть монастырь?.. В 1923г. сюда переехала сельхозартель, бессовестно устроившая в храмах клуб и общежитие. С 1930г. — расположился дом отдыха Московского военного округа, просуществовавший вплоть до начала войны. А после войны, в 50-м году и вовсе решили в чудесном урочище, на территории бывшего монастыря устроить… одно из секретных хранилищ ядерных боеголовок военно-морского флота.
Строительные работы велись под надзором лично Л.Берии и это естественно, так как это его «подопечные» — заключенные строили «объект». Для начала же все оставшиеся здания монастыря были попросту взорваны; рвались взрывы и из недр «красных скал», где предполагалось устроить само хранилище. Поселок к 1956г. расширился, обзавелся своим детсадом, школой, магазинами, продолжая быть абсолютно секретным объектом под именем «Почтовый ящик №105» (в 60-х – «Феодосия-13»). Весь ядерный запас был вывезен лишь в 1992 году. Однако воинская часть до сих пор дислоцируется в том месте, поэтому всем желающим посетить святые места необходимо иметь с собой документы на случай проверки. А кроме того совет: лучше до конечной остановки «Урочище» не доезжать, а выйти заранее (спросить у пассажиров), найти маркированную тропу, которая подымаясь в гору и выведет к монастырю. Это уже новый Кизилташский монастырь.
Он образован с 1997г. во имя Св. Стефана Сурожского по благословению Священного Синода Украинской Православной Церкви, а наместником его поставлен иерей Никон (Демьянюк). Выше военного городка, выше бывшей военной базы с ее подземными штольнями, почти у самых скал стоят несколько чистеньких беленьких одноэтажных домиков (с такими же, как скалы, красными крышами) нового монастыря и в одном из них храм, освященный в честь Всех Святых Киево-Печерских (в него бережно переданы из многих других храмов частички мощей многих известных православных святых: архиепископа Иннокентия, святителя Луки, патриарха Тихона, Пантелеймона-целителя, Агапита Печерского, Александра Невского, Георгия Победоносца и других). Над домиками и чуть в стороне – старая каменная лестница с крестом… Там монастырское кладбище. А если пойти по тропке от каменного креста вправо и все вверх и вверх, то через некоторое время можно оказаться в довольно просторной пещере.
Это и есть тот самый грот с источником, в котором когда-то была обретена икона и в котором, возможно, молился сам Св.Стефан Сурожский. И действительно это малюсенькое озерцо особой силой способно помочь многим страждущим, а также ищущим утешения и укрепления, вот только войти туда нужно непременно с чистым сердцем, с добрыми помыслами, с благоговением и верой, что все так и будет…
Сайт монастыря — kiziltash1.narod.ru — Там можно посмотреть фотографии, почитать впечатления паломников и ознакомиться с историей обители. В статье использованы снимки с этого сайта. Приятных вам путешествий!