Фома не доволен отношением к украинским исполнителям на фестах. Лидер украинской группы «Бумбокс» (более детально о группе вы можете узнать на сайте), одного из немногих, кто выступал на фестивале Sziget, Сергей Фоменко считает, что ситуация с фестивалями в Украине вполне удовлетворительная. Выбор велик – от локальных этнофестов до профессиональных событий с иностранными артистами, говорит он. Мероприятий настолько много, что Фома даже перестал запоминать их названия.
«Вот я вам честно признаюсь, я давно названия фестивалей уже не фиксирую. Потому что для меня важен город, куда я приезжаю, и сцена, а остальное – не очень. Вот сейчас, например, мы едем куда-то в Винницкую область выступать», – рассказывает певец. Однако на фоне оживленного «фестивалетворения» Сергей отмечает неизменные проблемы, в частности, несправедливость по отношению к украинскому исполнителю.
«На фестивали приезжают зарубежные артисты, они получают высокие гонорары… Украинские артисты обычно не получают те суммы, которые они хотят, но все равно выступают. Порой им урезают гонорар почти втрое. Мы, кстати, именно поэтому и не выступаем на многих фестивалях, потому что ценовая политика для украинского исполнителя со стороны украинских промоутеров и организаторов фестивалей мне не нравится», – говорит музыкант.
Солист группы «Еремей» назвал показательные фестивали. Солист ансамбля «Еремей» Виталий Калиниченко тоже не успевает следить за появлением новых фестов, ведь, по его словам, украинское фестивальное движение очень активное. Ранее молодая и амбициозная группа сама подавала заявки на фестивали (чтобы их взяли хотя бы на разогрев), теперь организаторы ищут их сами, говорит Калиниченко. Выбирая, какой фестиваль посетить, музыканты, в первую очередь, обращают внимание на то, сколько им заплатят за работу и насколько адекватный подход к выполнению райдера. Показательна в этом плане для группы стала ситуация на прошлогоднем фестивале «Трипольский круг», когда палаточный городок группы обокрали. Теперь этот фестиваль в «черном списке Веремея», говорит Виталий.
«Показательными являются такие фестивали, как «Бандерштат» в Луцке – там очень классная организация и всегда хочется туда ехать, «Запад» под Львовом – очень масштабный фест, «Обнова-фест» в Черновцах – там хорошие условия и очень адекватно работают с группами», – поделился впечатлением артист. Отдельно Калиниченко отметил контингент, который собирается на фестивалях. По его мнению, «есть люди, которые вырастают на и вместе с фестивалями, а есть всевозможные неформалы, супер-ярые националисты, которые любят все «на шару», и это не очень хорошо сказывается на фестивальной культуре в целом».
Организатор одного из крупнейших украинских музыкальных фестивалей «Запад» Яков Матвийчук говорит, что концепция украинских фестивалей требует серьезного пересмотра. Любая направленность фестиваля, этническая или территориальная, сразу делает фестиваль привлекательным лишь для ограниченного круга людей. Отсюда и появляются довольные и недовольные. Он же в организации своего фестиваля руководствуется опытом лучших европейских музыкальных событий, где фестиваль – это просто место отдыха и музыки, без всяких идей или идеологий. Европейские стандарты коснулись и цен на билеты на «Запад», с которыми может конкурировать разве что фестиваль «The best city» в Днепропетровске, а с недавних пор и «Старый Город» в Львове.
«Мы стараемся быть самоокупаемыми. Как работает все в мире: музыканту всегда платит его слушатель. Только в Украине артисты думают, что им должны платить пузатые дяди на площадях в центре города. В мире никто этого не стыдится: ни Metalica, ни Radiohead, ни Red Hot Chili Peppers. Они живут за счет своего слушателя. Если группа не интересна слушателю, и он не хочет платить за это деньги, то теоретически нам такая группа не интересна. Я понимаю, что это частично коммерческий подход, но давайте объективно посмотрим на мир, в котором мы живем… »- пояснил Матвийчук.
Крупнейшими фестивалями в мире признаны немецкие Rock am Ring (Рок в кольце) и Rock im Park (Рок в парке), которые проходят одновременно. В 2007 году эти музыкальные события собрали рекордное количество посетителей – всего 150 тысяч человек. (По материалам РС).