Считается, что основанием для выбора места под монастырь явились определенные и значительные причины: особое почитание расположенного рядом целебного источника и легенда о пребывании в этих местах Св.Параскевы, а также наличие в округе древних христианских храмов. И действительно, в северо-восточной части с.Тополевки и по сей день есть развалины небольшого византийского храма X-XIIвв., в котором еще в XIXв. в день Св.Пророка Илии проводились богослужения. Другой древний храм возвышается на вершине холма над трассой Симферополь-Феодосия.
Армянская надпись, высеченная над его входом, гласит, что он был «вновь сооружен с основания в 1653г. во имя Св.Параскевы трудами каменщиков Григория и Данакана». Источник, в целебные силы которого издавна верили местные жители, также связан с именем Св.Параскевы. Древнее предание гласит, что именно в этом месте Святая Параскева претерпела последнее мучение.
Святая родилась в Риме во II веке. Ее родители-христиане долго не имели детей и молитвами испросили у Господа единственное чадо — дщерь, которую назвали Параскевою в честь дня ее рождения — по-гречески Пятницы. После смерти родителей, раздав имущество нищим, Параскева оставила мир и посвятила себя проповеди Христова Евангелия языческим народам. В Риме, центре язычества и языческой образованности, она сподобилась претерпеть первые страдания за имя Христово и обратила многих язычников в христианскую веру. Император Антонин повелел предать Параскеву мучениям: на главу ее был возложен раскаленный медный шлем, а сама она была ввержена в котел, наполненный кипящей смолой и маслом, но святая осталась невредимой. Царь усомнился, действительно ли горячи смола и масло, и велел Параскеве плеснуть на него расплавленною жидкостью. Святая плеснула рукою; от страшной боли царь мгновенно ослеп. Тогда он взмолился к святой: «Раба истинного Бога, помилуй меня и возврати свет очам моим, чтобы мог я уверовать в Бога, Которого ты проповедуешь!» Святая просветила царя и бывших с ним учением христианской веры, была отпущена с миром и пошла проповедовать учение Христово в другие страны.
В граде, где царствовал некто Тарасий, за проповедь благовестия Христова царь предал ее многим страшным мучениям. Видя, что ничто не может отвратить святую от веры во Христа, Тарасий приказал отсечь честную ее главу. Так святая Параскева запечатлела свои апостольские труды мученическою смертью за имя Христово. На месте казни забил источник. Тот самый, к которому едут многие страждущие и недугующие. Особенно эта вода помогает при глазных болезнях. Недаром на иконе мы видим св. Параскеву с блюдом в руках. В блюде — человеческие глаза. Это ее дар нам — да прозреем. Прозревают и духовно, и телесно…
Здесь же была обретена икона Св.Параскевы. Она находилась в храме рядом с двумя купелями, в которых окунали больных. Сохранился также рисунок с той иконы, сделанный в конце позапрошлого века русской путешественницей и писательницей княгиней Е.Горчаковой, побывавшей в Крыму. К этому источнику 26 июля, в день Святой Параскевы, приходило и приезжало из дальних мест особенно много людей, жаждущих исцеления. Местными жителями здесь же была построена часовенка, около которой частенько находили приют странствующие монахи.
Топловский – это второе название монастыря, воздвигнутого на этом месте, неподалеку от деревни Топлы (Топлу). Его основательницей считается болгарская девушка Константина, пришедшая к источнику Св.Параскевы из Кизильташа (что около Судака) после того, как ей во сне явилась сама святая и указала место с источником, где должна быть основана женская обитель. Семь лет девушка жила неподалеку от часовни и источника в небольшой пещерке одна, кутаясь в рубище, и питаясь лишь подаяниями соседей-болгар из Топловки. Все эти годы Константина горячо молилась и собирала добровольные пожертвования на устройство храма и обители. И мечта ее сбылась: церковь и обитель были построены. Сама же Константина умерла в полном постриге под именем Параскевы и похоронена на том самом месте, где многие годы молилась. Решение об основании здесь женского монастыря было принято известным подвижником православия в Крыму архиепископом Иннокентием, о чем он ходатайствовал перед Синодом и получил разрешение.
Монастырь близ Топловки был открыт и освящен 25 сентября 1864г. под именем Параскеевского. А за год до этого события при источнике вместо деревянной часовенки был воздвигнут небольшой каменный храм, освященный архиепископом Алексием в честь Святой Параскевы-Пятницы. В 1887г. эта церковь была перестроена и увеличена, а в 1894г., 24 июля заложена новая церковь во славу Св.Живоначальной Троицы. Еще через три года при монастыре была начата постройка больницы с домовой церковью во имя Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», а также богадельни для монахинь. Каждый год Топловский монастырь прирастал землями, лесами, угодьями и домами в разных местах Крыма, пожертвованными разными людьми: в Феодосии, Старом Крыму, в Карасубазаре, Симферополе и даже близ Перекопа. Строительства предвиделось много, отчего при монастыре завели даже свой кирпичный завод. Все увеличивался поток богомольцев, а также экскурсантов и отдыхающих с Южного Берега Крыма. Это заставило сестер строить еще и гостиницу на 30 номеров.
К тому времени, то есть к началу ХХв., число обитательниц монастыря увеличилось до 225 человек. Монастырь жил своим трудом. В мастерских монахинями изготавливалось церковное облачение, одежда и обувь; часть сестер занималась иконописью и золочением по дереву. На монастырских землях (на 25 десятинах) был заложен фруктовый сад, от которого ждали значительных доходов для продолжения строительства. Надежды оправдались: благодаря тщательному уходу, хорошо продуманной оросительной системе сад в короткое время стал одним из лучших в Крыму, а великолепные груши, яблоки, сливы и виноград отправлялись в специально изготовленных корзинках целыми возами в Москву и С.-Петербург, где они были в большой цене. Туда же отправляли мед и воск со своей пасеки.
В 1914г. в Москве на Ходынском поле началась подготовка к открытию Всероссийской ремесленной фабрично-заводской выставки, к участию в которой приглашались и монастыри. Из Таврических монастырей только два приняли участие в выставке, в том числе Топловский – с произведениями монастырской живописи, коврами и необычными экспонатами — невиданной величины фруктами из монастырского сада.
В 1882г. источник Св.Параскевы был выложен гранитом, а рядом построена полукруглая стена в виде иконостаса. У источника же была устроена купель с двумя отделениями и резервуаром для воды. В полукилометре от обители, на склонах Каратау, располагаются еще два источника. Один из них носит имя Св.Георгия Победоносца. Рядом с ним устроена купель под открытым небом и установлен крест с иконой святого. Чуть дальше – источник Трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Монастырю принадлежал ряд священных реликвий, в том числе и частица мощей Святой Параскевы, полученная в дар от Старо-Афонского монастыря, и древний список с Казанской иконы Божьей Матери. Но в годы Гражданской войны реликвии были утрачены… Ныне в монастыре хранится крест-реликварий с мощами святых угодников, в том числе и Георгия Победоносца. Рядом с храмом Св.Параскевы располагается монастырское кладбище, где обрели покой многие монахини и настоятельницы. Над могилой игуменьи Параскевы возвышается небольшая часовня.
После установления советской власти в Крыму в 1921г. Комиссией по отделению церкви от государства был проведен учет имущества Топловского монастыря. Земли, живность и инвентарь были переданы Топловскому совхозу (позднее на землях Топловского монастыря был создан колхоз «Безбожник», а затем опытная плодоовощная станция). Часть домов, мебель, посуда, постельные принадлежности перешли в пользование открытого в монастыре санатория. Между совхозом же и санаторием поделили оставшиеся запасы продуктов и фуража. Но монахини и послушницы (244 чел.) продолжали работать в саду, фрукты из которого теперь шли на экспорт, являясь для государства выгодным предметом продажи за валюту. Из бывших обитательниц монастыря была создана Топловская сельскохозяйственная община под названием «Женский труд», которая просуществовала до 1928г. После этого власти снова взялись за бывших монахинь, присылая комиссию за комиссией, решив все же извести на нет этот «лжекооператив», ибо члены артели, несмотря на неоднократные указания «продолжали жить по монастырскому уставу; красным уголком и библиотекой не пользовались». Но что потом стало с бывшими монахинями — неизвестно. Объемное дело «О Топловском монастыре», долгие годы хранившееся в архиве КГБ, наконец рассекречено и в ближайшее время станет доступно для изучения историками.
В послевоенные годы на территории бывшего монастыря в летнее время действовал пионерский лагерь.
В 90-х годах одним из первых в Крыму началось возрождение Топловского Троице-Параскеевского монастыря. В 1993г. Крымская епархия обратилась к местным властям с просьбой о возвращении монастырских построек и части земель. Ходатайства эти были удовлетворены. Монастырь возрождается. За это время восстановлены два храма, бытовые постройки, отремонтирована купель. Сестер и послушниц еще не так много, как было когда-то, но и они все непрестанно трудятся на благо обители (нелегок монашеский хлеб), а в цветнике у храма вдоль чистых песчаных дорожек до поздней осени цветут цветы… В праздники в этих благодатных местах собирается особенно много верующих. А 25 июля, накануне храмового праздника – дня Св.Параскевы, сюда на всенощное бдение съезжается так много народа, что служба проходит прямо во дворе, под открытым небом, ибо храм просто не сможет всех вместить. Кроме того, все лето к обители и ее святым источникам идут по лесной дороге люди, а автобусы привозят экскурсантов и сестры-послушницы ведут их по монастырским тропам и рассказывают все то, что вы только что прочитали сами, и гораздо больше…
Автор: Юлия Самарина
Фото: crimea-media.ru